expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2016-11-22

Поиски красивой древесины

Резная ваза из древесины дуба
  Резчики по дереву знают, как бедна средняя полоса России на красивую древесину. Больше повезло в этом плане южным районам страны.
  Как же исправить такую несправедливость? Можно работать с сувелями и капами, особенно с березовыми - древесиной прочной и красивой. Есть и другая возможность - работать с подгнившей древесиной.
На Западе, в частности в США, резчики по дереву давно работают со шпальтом, т.е. с подгнившей древесиной. Там есть даже специализированные магазины, где продается шпальт. У нас таких магазинов нет, да они и ни к чему : в наших лесах полно гниющего валежника, есть из чего выбрать.
  О гниении древесины я уже писал. Сейчас только напомню, что окрашивают подгнившую древесину особые деревоокрашивающие грибы. Цвет и текстура такой древесины могут быть очень своеобразными и разными : от белого цвета до темно-бурого с зеленоватым, синим, желтым оттенками и со сложным узором тонких коричневых и черных нитей. Вот это и делает подгнившую древесину привлекательной для резьбы по дереву и для токарных работ по дереву.(Об особенностях точения ослабленной древесины можно прочесть здесь). Особенно красивы из такого материала различные резные вазы, чаши, тарелки и проч. Блуждая по полям Рунета, я мало видел изделий из подгнившей древесины. Причем чаще всего это стабилизированные кусочки шпальта, которые идут на изготовление рукояток для ножей. Есть токарные работы по шпальту, ручной резьбы практически нет.
  Раньше мне приходилось немного работать со шпальтом. Но то была случайная необходимость - попались 2-3 раза подгнившие сувели. Как-то я наткнулся на блог замечательного токаря по дереву В.А.Попова (ныне покойного). Был восхищен красотой ваз, выточенных им. А материал, который использовался при этом - подгнившая древесина! Это окончательно утвердило меня в мысли попробовать поработать с подгнившей древесиной. И я решил целенаправленно заняться резьбой по шпальту. Да, работать с таким материалом интересно, древесина красивая, однако есть одно "но". Подгнившая древесина почти всегда бывает прелой, с трухой, т.е. ослабленной. Работать с такой древесиной не просто. Ее нужно укреплять, чтобы можно было резать, шлифовать. В вопросе укрепления подгнившей древесины в среде резчиков по дереву нет единых методик. Есть реставрационные методики, но они чаще всего сложны и недоступны для широкого применения в резьбе по дереву. Что же, из всего того, что есть, попробуем выбрать оптимальный вариант укрепления ослабленной древесины.
  Поразмышляв таким образом, отправился в ближайший лес на поиски подгнившего материала. Чего-чего, а этого "добра" в наших лесах в буквальном смысле навалом. И не нужно заморачиваться искусственным сгнаиванием древесины, как это делают на Западе. Вот он, клондайк, под ногами! В работе с подгнившей древесиной я выделил бы такие пункты.
1.Поиск подходящего материала.
2.Заготовка шпальта.
3.Первичная работа со шпальтом.
4.Основная работа со шпальтом.
5.Отделка.
В этой последовательности и будет излагаться материал.
1-2. Поиск и заготовка материала. Когда иду на поиски шпальта, беру с собой маленький острый топорик. Таким топориком удобно делать зарубки на шпальте, чтобы посмотреть, в каком состоянии древесина. Ведь нужно найти такой шпальт, чтобы и текстура была красивой, и чтобы древесина не была очень трухлявой. Лучше всего это можно проверить на торце ствола. На торце видно, как окрашена древесина и на сколько глубоко, а также можно проверить плотность заготовки. Самый лучший вариант - когда древесина подгнила равномерно со всех сторон и окрашена на всю глубину. Но такое бывает редко. Чаще всего попадается шпальт, у которого один бок подгнил сильнее, чем другой. Для начала я напилил и привез на дачу такой материал : кусок комля и кусок ствола подгнившего дуба; несколько кусков ствола, в том числе и с развилкой, гнилой березы; кусок ивы козьей; кусок осины. Заготовки были разной степени гнилости, два чурбака и вовсе оказались с гнилой сердцевиной. Но я забрал все. Чурбак осины, еще довольно крепкий, заложил на зиму-весну в коровий навоз (!). Один чурбак березы оставил на воздухе, присыпав опилками и гнилостными грибами, которые собрал с гнилой березы. Еще три чурбака присыпал листьями, стружкой, опилками. Все это оставил до весны, а там "вскрытие" покажет.
3.Первичная работа со шпальтом. Из всего "добра", что привез из леса, отобрал для работы два чурбака дуба, чурбак (развилку) березы, чурбак осины с гнилой сердцевиной. Все заготовки очень сырые, это и понятно : в сухой древесине процесс гниения не идет. Шпальт есть, что делать дальше? Нужно высушить древесину. Сушить чурбаки - длительный процесс. Поэтому я поступаю так. Максимально утончаю заготовки. А затем уже их сушу. По предварительно набросанным эскизам придаю заготовкам первичную, грубую форму. На этом этапе желательно максимально избавиться от откровенной трухи и максимально утончить заготовки. Тогда при сушке вероятность деформации уменьшится. Инструмент на этом этапе использую самый разный : бензопила, топор, болгарка с обдирочным диском, перовое сверло. В процессе грубой обработки заготовки возможны сюрпризы - древесина же гнилая! Тогда приходится по ходу дела перестраиваться, менять первоначальный замысел. В общем-то, как я полагаю, при работе с подгнившей древесиной не нужно стремиться получить законченную геометрическую форму. Если появится какой-то дефект (щель, трещина, прорость), ничего страшного. Совсем не обязательно бросаться шпаклевать такие места, их можно обыграть таким образом, чтобы придать изделию определенный шарм. Но вернусь к своим "овечкам".
  Дуб. Ну, дуб он и есть дуб. Сильно подгнивший с одной стороны (белая труха, легко отслаивается), с другой стороны сохранил прочную древесину. Даже на грубо обработанной поверхности видно, что текстура богаче, чем у здорового дуба. Цвет меняется от белого до темно-бурого, местами серо-черного. Есть интересные темные прожилки и вкрапления. Думаю, на законченном изделии все это будет выглядеть вполне прилично. В процессе работы кусок трухлявой древесины откололся, пришлось вернуть его на место суперклеем. Остальная древесина крепкая и я перешел к сушке материала хорошо проверенным мною способом - в бумаге и пакете. Дубовые заготовки заворачивал в обои и помещал в целлофановый пакет. Воды в древесине было много. И здесь я допустил ошибку : обои, в которые заворачивал дуб, оказались не чисто бумажными, плохо пропускали воздух. Из-за этого сушка шла медленно. Тогда я стал оставлять заготовку сушиться только в газетах, без пакета. И тут же был наказан за спешку и небрежность - заготовка дала крупные трещины с торцов. Дуб и так склонен к растрескиванию, а тут еще и я помог. Так что спешить ни в коем случае нельзя, все делать нужно аккуратно.
  Береза. Это кусок ствола с развилкой. Первоначально был замысел вырезать вазу с раздвоенной верхушкой. Но размеры показались большими, да и один отросток еще не окрасился грибами как следует. Поэтому развилку распилил вдоль. На распиле обнаружилась красивая древесина - в тигровую полоску. Будем знать, что распил развилки березы таит в себе интересную текстуру. На торце чурбака виден был красивый рисунок - радиальное переплетение темных линий - следы жизнедеятельности деревоокрашивающих грибов. При обработке обдирочным диском обнажилась и остальная текстура - муаровый рисунок темных линий, интересные цветовые переходы. Подгнившая береза, пожалуй, симпатичнее, чем дуб. Но очень прелые места стали отслаиваться кольцами. Поэтому такие места я срочно пропитал льняным маслом, разбавленным скипидаром. Такое масло, во-первых, глубже проникает, а во-вторых, быстрее сохнет. Пропитка маслом на этом этапе замедляет скорость отдачи влаги и укрепляет древесину. Для укрепления слабой древесины есть несколько способов. Я все их проверил. Каждый из них хорош по-своему и каждый нужно применять в каждом конкретном случае. Коротко перечислю их.
Пропитка древесины клеем ПВА, разбавленным спиртом. Этот состав быстро сохнет и удовлетворительно укрепляет слой древесины на глубину до 1-1,5 мм. Можно применять непосредственно перед шлифовкой. Если не укрепить трухлявую древесину перед шлифовкой, то мягкие слои, мягкие места будут разлетаться в пыль, твердые же будут шлифоваться нормально. В итоге получится неровная, в бороздках поверхность.
Пропитка жидким стеклом (силикатным клеем). Результат схож с первым. Жидкое стекло, пожалуй, лучше закрепляет слабые места. Древесина при этом окрашивается в коричневый цвет. Это не страшно, ведь этот слой все равно или срежется или сошлифуется.
Пропитка льняным маслом. Универсальное средство. Единственный недостаток - дольше сохнет, чем ПВА или жидкое стекло. Если древесина очень мягкая, то первую пропитку я делаю маслом, разбавленным или ацетоном, или скипидаром. После высыхания, если необходимо - вторую пропитку делаю уже обычным маслом. Масло грею прямо на древесине техническим феном, чтобы глубже проникало.
Вариант стабилизации древесины льняным маслом в вакууме я не рассматриваю, так как заготовки большие и у меня нет возможности их "стабилить"( нет подходящей тары и много нужно масла - дорого).
После укрепления древесины можно работу продолжать, соблюдая известную осторожность - не нажимать сильно на светлые, мягкие места. После того, как заготовке придана задуманная форма, сушим ее.
  Осина с сердцевинной гнилью. Выбрал всю труху изнутри и закруглил заготовку под форму будущей вазы. Древесина красивая (пахнет только дурно). Сохла эта осина очень плохо. То ли воды много в ней, то ли это свойство осины. Я решил еще снять древесину, чтобы стенки стали тоньше. Но здесь произошло фиаско : заготовка развалилась на куски. Что же, отрицательный результат в новом деле несет в себе положительный опыт. Хотел выбросить деревяшку, но потом передумал. Сложил куски вместе и засыпал их стружками, пусть себе лежат. А вдруг я возьму и склею эти куски?!Может еще что-то и получится.
4.Основная работа. Итак, грубая, первичная обработка заготовок сделана и теперь следующий этап - окончательная, хорошая сушка. Сейчас ноябрь на дворе, сушить все это буду в теплой квартире в бумаге и в пакете. После сушки, если будет необходимо, пропитка льняным маслом и после его высыхания уже окончательная работа с заготовками - их доводка и отделка.
  Заготовки просушены и можно переходить к окончательной доводке, к чистовой отделке. Первой высохла береза, т.к. ее первой закладывал на сушку. Но при сушке древесину сильно порвало в слабых, трухлявеньких местах. Думаю, это случилось по моей вине, все из-за спешки : плохо просушил заготовку на первоначальном этапе. Делаю для себя окончательный и бесповоротный вывод : древесину сушить очень плавно и очень тщательно! Иначе небрежность будет наказана, что со мной и случилось. Попробовал зашпаклевать порванные места и вклеить отколовшийся фрагмент. В качестве шпаклевки и клея использовал ПВА с древесной мукой. Плоские места шпаклевались хорошо, а трещины пошли дальше, фрагмент и вовсе отвалился. Я понял, что все это ерунда и начал искать более радикальные методы ликвидации сквозных трещин. И здесь вспомнил про холодную сварку. Несколько лет назад пользовался такой сваркой по металлу. Подумал, а нет ли такой холодной сварки по дереву? Оказалось, есть! Окрыленный, рванул в магазин и купил сразу три штуки разных производителей. Больше всего мне понравилась холодная сварка Penosil производства США. Все трещины и сколы при помощи этой чудо-сварки были легко ликвидированы. Я не стал искушать судьбу дальше и сразу пропитал вазу льняным техническим маслом. А уж после его высыхания буду доводить вазу и дошлифовывать.
  У дуба после сушки и при доводке формы вазы начали отслаиваться куски трухлявой древесины. Что позволяла форма вазы - удалил, а остальное пришлось приклеивать на место, пропитывать эти места жидким клеем ПВА. Некоторые места, где глубоко выбрал слишком мягкий материал пришлось подшпаклевывать. В этом и заключается особенность работы с подгнившей древесиной. Если при шлифовании мягкие места шлифуются глубже, чем твердые, эти места тоже пропитываю жидким клеем и так порой несколько раз, пока не получится ровная поверхность. А в общем-то шлифовать наждачным грибком ослабленную поверхность - дело гиблое. Что при этом происходит? У подгнившей древесины полоски трухи чередуются с более твердыми полосами. Грибок сильнее "выгребает" древесину в мягких местах, в результате получается поверхность, как вспаханное поле, вся в буграх. Выход один : шлифовать вручную последовательно шкурками №№ 32Н, 20Н, 16Н, затем можно уже и грибком 8Н или 5Н.Эти грибки мягкие, мелкозернистые и борозд не сделают.
  Вот этот этап в работе - шлифование, устранение дефектов - самый трудный, нудный и длительный. Именно на этом этапе, когда, казалось бы, окончание работы не за горами, иногда становится со всей ясностью понятно, что работа не удалась и все это можно выбросить в мусор! Чувства при этом я испытываю самые разные : от безумного смеха до яростного желания все крушить топором, в том числе и злосчастную вазу.
5.Отделка. Первой я закончил вазу-кубок из березы-развилки. Мелкие, волосковые трещинки еще раз прошпаклевал. Места, заклеенные холодной сваркой, подкрасил обычными акварельными красками. Наверное, лучше по гладкой поверхности использовать гуашевые краски. Поверхность вазы относительно простая и я решил использовать акриловый (водный) бесцветный лак фирмы Belinka. Об особенностях работы с водным лаком можно прочесть здесь Лак наносил в три захода : первый - 7 слоев лака с промежуточной сушкой техническим феном. Оставил на 12 часов до окончательной полимеризации. Прошлифовал металлической ватой и за второй заход нанес 3 слоя лака. Еще сушка 12 часов. Шлифовка с водой, теперь уже наждачкой М40 и последний слой лака. После 12 часов сушки - полировка автомобильной полиролью. В итоге хороший, ровный блеск и гладкая поверхность. Конечно, водный лак не дает подсветки древесины, как это делает, скажем, алкидно-уретановый лак. Подсветку, если это необходимо, можно сделать пропиткой льняным маслом. Зато водным лаком можно пользоваться в квартире - никакого запаха.
  Итак, первое изделие из подгнившей березы - резная ваза "Волосы Феи Дождя" готова и я показываю ее изображения.
Резная ваза-кубок из подгнившей березы "Волосы Феи Дождя". Текстура древесины типична для подгнившего ствола березы.

Ваза-кубок из подгнившей березы. Вид справа.

Вазу я украсил резными листьями

Вид вазы сверху. Хорошо видна текстура подгнившей березы.

Остальные изделия будут показаны по мере их готовности. А в заключение будут сделаны выводы.
 Готова и вторая резная ваза из красивой древесины - шпальта, на этот раз из ствола подгнившего дуба. Изменения цвета в подгнившей древесине дуба не так ярко выражены, как у березы. Здесь подгнившая древесина окрашена в более светлый цвет.
  Древесина дуба является крупнососудистой и для ее отделки очень хорошо применять вощение. Состав восковой мастики я применяю самый простой : 1 часть воска, 2-3 части скипидара и для твердости покрытия добавляю 20 - 25 гр. канифоли. Перед вощением ваза была пропитана льняным маслом. Итак, ваза из подгнившего дуба "Старое Дерево" :
Резная ваза из подгнившего ствола дуба.


Резная ваза из дуба

Резная ваза из дуба "Старое дерево"

И вот последняя, третья резная ваза из шпальта дуба. Разве это не красивая древесина?

Резная ваза "Старое, Старое Дерево"

Ваза из подгнившего дуба

Резная ваза просто из красивой древесины
Третья ваза из шпальта, на этот раз из комлевой части засохшего на корню дуба. Если первая ваза из дуба располагалась поперек годичных колец, то эта вдоль. На боковую часть вазы пришлась полоска совсем трухлявой древесины. Я как раз и рассчитывал на это : труху выберу, а образовавшуюся щель закрою железными полосками. По моему разумению, этот декоративный элемент оживит общий вид. Сушил на этот раз дуб подальше от батареи отопления, а бумаги намотал на заготовку побольше. Но и на этот раз без трещин не обошлось. Отделка - льняное масло и вощение. На этой третьей резной вазе заканчиваю первую часть рассказа о поисках красивой древесины. Кстати, все эти вазы можно посмотреть "вживую" здесь.
Выводы по работе со шпальтом.
1.Древесина шпальта однозначно более красивая, чем здоровая древесина этой же породы.
2.Нужно тщательно выбирать заготовки : в идеале стремиться найти материал, окрашенный на всю глубину ствола и достаточно прочный.
3.В процессе работы быть готовым к различным сюрпризам. Чаще всего случается : растрескивание заготовки; отслаивание кусков древесины; выкрашивание трухлявых мест.
4.Как следствие, нужно быть готовым к многочисленным шпаклевкам поврежденных мест, их подкрашиванием.
5.Изначально запастись большим терпением при работе со шпальтом, так как работа эта чаще всего занимает много времени и повторения одних и тех же операций.(Зашпаклевал - зачистил - зашпаклевал - зачистил...Или же пропитал участок клеем (маслом, жидким стеклом), прошлифовал - пропитал - прошлифовал и т.д.).
6.Никогда нельзя быть до конца уверенным в успешном результате работы.
7.С коммерческой точки зрения такая работа крайне не выгодна : времени на изготовление одного изделия затрачивается очень много. Поднять цену, чтобы компенсировать затраченное время и усилия невозможно - покупатель не купит такой товар. Ведь для него главное художественная ценность вещи, а не то, сколько вы корпели над работой.
8.Лично для меня работа со шпальтом была стремлением удовлетворить любопытство и стремлением поиска нового в работе.
9.Не смотря на все вышеперечисленные трудности, я еще вернусь к работе со шпальтом. Вот такая красивая древесина!

4 комментария :

  1. Действительно очень интересная статья. Будем ждать продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день! Не пробовали укреплять поверхностный слой пропитками для стабилизации, типа Анакрол? С последующей сушкой поверхности, например техническим феном.

    ОтветитьУдалить
  3. Александр Ильич, просмотрел часть ваших работ, т.е.вазы. Здорово! Представляю сколько труда положено. Порекомендовал сыну зайти в Ваш блог. Он, глядя на меня, тоже увлекся резьбой, благо в Карелии живет. Но он свои работы нигде не выставляет. Режет из веток яблони, рябины. Я бы сказал, что у него лучше, чем у меня получается. Но в свободное от работы время, а его мало. Удачи Вам в дальнейшем творчестве!

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо очень познавательно.

    ОтветитьУдалить