Дуб.
Часто точу древесину дуба, т.к. она относительно легкодоступна. Текстура красива как при продольном, так и при поперечном точении. Точится и шлифуется легко. Хорошо принимает такие виды покрытия, как масло и воск. Перед лакированием желательно провести операцию порозаполнения, тогда лак и ляжет хорошо и выглядеть будет лучше. Лак желательно использовать или матовый или на худой конец полуматовый. Древесина дуба под глянцевым покрытием выглядит неестественно. Дуб подвержен растрескиванию и короблению. Особенно это относится к ослабленной древесине (гниловатость, труха) и изделиям с тонкими раскрытыми формами. Поэтому заготовку дуба нужно сушить очень и очень тщательно. У меня было много случаев, когда казалось бы сухая заготовка трескалась при комнатной температуре. Хороши из дуба различные чаши, вазы, ступки, солонки и проч. Кора на заготовке при точении держится прочно, поэтому смело можно оставлять декоративные вставки из коры.
Красив и сувель дуба. Текстура - это палитра мелких и тонких свилеватых линий. Очень красив дубовый кап, но встречается крайне редко! Похож на сувель, только разбавлен вкраплениями красивых бордово-коричневых кружочков.
Береза.
По моему мнению, в средней полосе России береза - материал №1 для точения. Сама по себе древесина березы никакого интереса для токарного искусства не представляет. А вот кап, сувель, шпальт, развилка - это интересный материал.
Кап. Точится хорошо, шлифуется и полируется отлично. Могут встречаться задиры на встречном направлении волокон, это устраняется или очень острой стамеской или тщательным шлифованием. При сушке коробится незначительно, практически не трескается. Отлично принимает все виды отделки, но лучший результат дает лакирование.
Сувель. Точится и шлифуется почти так же хорошо, как кап. Очень свилеватая заготовка может точиться плохо, нужно проявлять терпение и настойчивость. При сушке тонких и открытых изделий обязательно покоробится. То есть сушить нужно заготовку "до звона". Отлично выглядит под лаком. Правильные изделия из капа и сувеля выглядят очень красиво и богато.
Шпальт. Это различные виды подгнившей березы. Отличается необычной и красивой текстурой. Правильная работа с таким материалом приходит с опытом. В моем сайте об этом есть много информации. Годные изделия из березового шпальта выигрышно выделяются из унылой вереницы однотонных изделий.
Развилка березы. Может подарить как оригинальное по форме изделие, так и красивое по текстуре. Точите, экспериментируйте и обязательно получится.
Яблоня.
Идеально точится и шлифуется. Но! Сильно высушенная яблоня поперек может и не проточиться - стамеска ее попросту не возьмет. В этом случае ее нужно сильно увлажнять. Очень красивая древесина, но капризная, как взбалмошная женщина. Даже хорошо высушенное изделие может со временем треснуть, покоробиться. Даже самые мельчайшие трещины нужно устранять, иначе они могут в дальнейшем преобразоваться в большие трещины. Отлично выглядит под лаком, маслом - древесина теплого, медового оттенка.
Слива.
По характеристикам очень похожа на яблоню. Разве что не так сильно подвержена растрескиванию и короблению. Очень красива древесина старой, подгнившей сливы. Точится, шлифуется отменно.
Туя.
Древесина легкая, плотность невысокая. Сушится быстро и хорошо, почти не коробится. Точится удовлетворительно, даже плохо : сухая туя крошится. Поэтому можно увлажнять верхний слой или же устранять недостатки точения тщательной шлифовкой. Древесина красивая и при продольном, и при поперечном точении. Текстура хорошо проявляется под маслом, лаком. Хорошо принимает протраву, такую, как железный купорос. Тонкие детали точить затруднительно из-за низкой плотности.
Осина, тополь.
Подгнившая осина или тополь могут представлять интерес для точения. Сохнет древесина хорошо. Точится удовлетворительно из-за своей мягкости. Но получить хороший результат можно, если постараться. Наиболее красивые токарные изделия получаются из материала с подгнившей и поэтому окрашенной в бурый цвет сердцевиной. Необыкновенно красивы сувель и кап осины.
Боярышник.
Очень красивая древесина с приятным запахом. Отлично точится и шлифуется. Хорошо принимает масло и лак. Недостаток - нет в природе стволов боярышника большого диаметра!
Ива козья.
Одна из разновидностей ивы. Точится хорошо, кора держится крепко, при поперечном точении можно смело оставлять кору, не проклеивая. Годичные кольца на поперечном точении дают красивую, тонко выраженную текстуру. Шлифуется хорошо. Из подгнившей ивы козьей так же выходят красивые изделия.
Сувель этой ивы вещь чрезвычайно редкая, зато очень красивая!
Ива остролистная.
Древесина тяжелая, плотная, с ярко выраженной сердцевиной от коричневого до почти черного с бурым отливом цвета. Точится хорошо. При правильной сушке практически не трескается и не коробится. Красивые изделия можно получить при поперечном точении. Если в древесине остались напряжения, даже хорошо высушенная древесина по прошествии времени может треснуть! Есть элемент непредсказуемости.
Ольха.
Для точения представляет интерес подгнившая и даже очень ольха. Такая древесина шлифуется тяжело. Точить так же нужно осторожно. Отделку принимает хорошо. Хороши для точения капы и сувели ольхи, но попадаются они не часто.
Сосна.
Не считается очень уж пригодной для точения. Но на безрыбье и рак - рыба. Лучше подбирать заготовки с широкими годичными кольцами, развилки, древесину с пороками.Тогда еще что-то можно выжать из сосновых заготовок. Интересные изделия можно получить из сосны, долго пролежавшей под открытым небом. Сама по себе сосна точится хорошо, шлифуется тоже, нужно только не брать в работу смолистые куски дерева. Красив проточенный сосновый кап, даже очень. Если заготовка сильно смолистая, лучше не связываться! Времени на выпаривание смолы уйдет много, а результата может и не быть.
Ель.
Все, что касается сосны, можно сказать и о ели. Попадаются красивые подгнившие заготовки из ели. Можно выточить оригинальное изделие из мутовки - это ствол ели с круговым расположением сучков. Попадаются красивые еловые сувели. Сохнут они долго, зато не коробятся.
Лещина.
Сама древесина лещины светлая, без каких-либо изысков. Правда, можно точить сырую, например для рукояток стамесок, и не потрескается. А вот если повезет и попадется сувель лещины - это другое дело! Точится отлично, шлифуется тоже и очень красивая древесина.
Рябина.
Дерево со странностями. Древесина плотная, довольно тяжелая, а точится удовлетворительно, какая-то вязкая. Сырая (влажная) точится очень хорошо. Присутствует сердцевина от светло-коричневого до коричневатого цвета и светлая заболонь. Широкие годичные кольца. При поперечном точении можно получить из рябины красивые вещи, а при продольном не интересна, хотя бывают исключения (см. вот эту большую вазу). Лучше выглядит шпальт рябины, но не сильно гнилой. Хорошо окрашивается, тонируется, т.е. нужно экспериментировать. По текстуре симпатичнее не очень толстые стволы - там могут встречаться черные штрихи, разводы - это оживляет текстуру. Толстые стволы монотонны по окрасу.
Кап. Редко, но встречается. Текстура зависит от плотности расположения не проросших почек. Много почек и они густо "сидят" - красивая текстура, мало почек - так себе.
Вяз, ясень.
Древесина тяжелая, плотная и вязкая. Точится хорошо, шлифуется хорошо. Лучший результат дает поперечное точение. Запах у вяза не очень! Зато красивы широкие годичные кольца. Вяз хорошо поддается обжигу, сохраняя при этом выразительную полосатую текстуру.
Орех грецкий.
Прекрасная для токарных работ древесина по всем параметрам : красивая, отлично точится, шлифуется, лакируется. Отлично орех выглядит и под маслом. Старый, темный орех выглядит очень богато и благородно.
Абрикос.
Красивая древесина, хорошо точится и шлифуется. При неаккуратной сушке на торцах могут появиться трещины. Хорошо выглядит и при поперечном, и при продольном точении.
Самшит.
Очень твердая и тяжелая древесина. Бывает, что даже саморезы ломаются, когда крепишь план-шайбу. По цвету от светло-желтого с зеленоватым отливом до бежевого. Точится и шлифуется хорошо, но древесина по текстуре не интересна.
Карагач.
Крупнососудистая, с хорошо обозначенными годичными кольцами древесина.Точится и шлифуется хорошо. Лучше точить поперек и то не всегда выходит красивая картинка.
Липа.
Для токарного искусства никакого интереса не представляет, так как древесина просто белая и все. А вот липовый сувель и липовый кап точить можно - красивая, изящная текстура. Липовый кап может содержать смолу, это нужно учитывать при отделке маслом или лаком. Сувель при сушке коробится. Ну, а сама липа точится легко, из нее клонируют бесконечную череду матрешек. Однако пересушенная липа точится с трудом!
Лиственница.
Тяжелая, плотная древесина. По текстуре схожа с сосной, но очень подвержена растрескиванию, лучше не связываться.
Кипарис.
Очень похож по характеристикам на тую. Мягкая, легкая древесина, бело-розового цвета, с желтоватым оттенком. Точится удовлетворительно, шлифовать нужно тщательно.
Клен ясенелистный (американский).
Древесина невыразительная, точится и шлифуется почти хорошо. Интерес здесь представляет подгнившая древесина и кап. Кап не такой яркий, как у березы, но кое-что "выжать" из него можно. А попадаются и очень даже приличные экземпляры!
Карагана древовидная (акация сибирская, гороховник) - кустарник с толщиной стволика до 10-15 см. Очень красивая древесина с красно-бурым ядром неправильной формы и желтоватой заболонью. Точится хорошо, шлифуется хорошо. Крепкая и гибкая древесина. Но запах у нее - фу!
Черемуха.
Древесина с темно-коричневым, шоколадным ядром и светлой заболонью. Хорошо видны широкие годичные кольца. Отлично точится, шлифуется. Прекрасные изделия получаются при поперечном точении (см. здесь). Попадаются и сувели черемухи. Как правило, они небольшие, но текстура у них очень красивая!
Груша.
Древесина тяжелая, плотная и очень твердая. Продольно точится легко, поперек с трудом. Цвет варьируется от почти белого до кремового с тонкой, еле заметной текстурой. Очень склонна к растрескиванию. Сильнее, чем яблоня! Отполированное изделие выглядит, как слоновая кость.
Есть, конечно, много другой древесины для токарных работ, но я упомянул только то, что точил сам лично. По мере увеличения списка, буду добавлять информацию.
Общее заключение. Мое мнение - нужно стремиться точить любую древесину, только тогда придет понимание, что годится для точения, а что не очень.
спасибо автору очень познавательно и с толком 5 баллов
ОтветитьУдалитьОчень доходчиво
ОтветитьУдалить👍👍👍👍👍👍
ОтветитьУдалитьОчень хорошо
ОтветитьУдалитьСпасибо за проделанную работу и публикацию характеристик структур дерева в свет инета, очень познавательно и интересно)))
ОтветитьУдалить