|
Большая ваза |
Обычно я не точу вазы, так сказать, классической формы. А тут вдруг
захотелось выточить вазу, да не просто вазу, а
большую деревянную вазу. Такие вазы обычно
называют напольными или интерьерными.
В этом сообщении я расскажу, как точил большую деревянную
вазу. Начал прикидывать, как это сделать. Мой токарный станок позволяет точить заготовки не
более 55 см длиной ( о токарных работах см.
здесь). Да и это не основная проблема. Как выбрать внутренний
объем такой длинной заготовки? Самое большее, что я могу выбрать - это 15-17
см. Ясно, что нужно вазу точить из фрагментов и затем склеивать их. У меня
было три чурбака рябины. Не люблю работать с этим деревом, но другого под
рукой не было. Проточил каждый чурбак до цилиндра и склеил их клеем ПВА
столярным. Вставил в станок и выточил само тело вазы. Затем по швам склейки
снова разрезал заготовку на три части. В каждом фрагменте предварительно
проточил отверстие под захват патроном. В каждой заготовке выбрал внутренний
объем. В последнем фрагменте, где горлышко, пришлось приклеить с одной стороны
вставку с отверстием под патрон. Когда горловина была проточена, вставку
отрезал. Полые фрагменты склеил опять клеем ПВА в торец и затем окончательно
проточил вазу и прошлифовал. Получилась
большая ваза длиной 54 см, пустотелая.
|
Фрагменты большой деревянной вазы |
|
Куски склеены |
|
Ваза выточена |
>
|
Готовая большая ваза из древесины рябины. |
Должен сказать, что такой метод весьма не оптимален. Лучше всего
начинать точить цельную заготовку, затем резать ее на куски и так
далее. Это и быстрее и легче. Вторую
большую деревянную вазу я так и сделал. Сделал одну, захотелось еще. Так получилось, что вторая большая напольная ваза точилась из дуба.
|
Напольная деревянная ваза |
|
Большая деревянная ваза из дуба |
Заготовка валялась на улице несколько лет, была очень сырой и оказалась с трещиной. Но другого ничего не было. Проточил "тело" вазы и начал
сушить. Сушил почти три месяца в газетах и пакете. За это время ваза "похудела" больше, чем на 1 кг! Можно было высушить быстрее, но я не стал этого делать, чтоб не инициировать появление новых трещин : дуб весьма трескуч!
Еще остановлюсь на одном моменте. Клеить вазу в торец можно смело,
держится крепко, без проблем. Не обязательно делать соединение
внакладку. Высушил заготовку, проточил еще раз. После сушки вазу повело, но совсем немного. Прошлифовал. Текстура дуба при продольном точении ничего особенного не представляет. Поэтому я заранее решил протравить вазу раствором железного купороса. Древесина дуба богата танинами - дубильными веществами, поэтому хорошо принимает такую протраву. Древесина становится иссиня-черной. Протравил. Но в одном месте древесина осталась белесой, не приняла протраву, видимо была немного подгнившей. Пришлось это место затемнить морилкой, а сверху еще раз железным купоросом. Фон немного выровнялся. Навершие вазы и ножку выточил из березового капа. Чтоб выточить ножку, пришлось пустить в расход большой кап. Чего не сделаешь ради искусства!
Аппетит приходит во время точения древесины. Захотел выточить еще одну, третью большую вазу. Тем более, что такую вазу захотела купить давнишняя покупательница. На этот раз выбрал осину. Технология точения, как во втором случае, не буду повторяться. Остановлюсь на новинке, которую применил на этот раз. Древесина была сырая, при точении брызги летели в лицо, то есть влаги было в древесине около 30-40%. Я не захотел сушить фрагменты вазы по отдельности, уж очень это долго. А решил сразу склеить влажные фрагменты и потом уже сушить вазу целиком. Так будет быстрее. Но какой клей использовать? Попробовал на тестовых кусочках сырой древесины цианокрилатный клей Cosmo и двухкомпонентную холодную сварку Poxipol. Держит хорошо, но лучше Cosmo. Так что для склеивания сыроватой древесины рекомендую Cosmo. А заготовку сушил при комнатной температуре без газет и пакета. Осина мало коробится и трескается. Риск оправдался. Заготовка высохла за 35 дней без единой трещины. Дерзайте!
Красивая получилась ваза!
ОтветитьУдалить