Вареный сувель |
Сушка древесины дело очень ответственное. И мастера по дереву знают, на сколько серьезно нужно относиться к этому этапу в работе с древесиной. Сколько об этом было написано и сколько еще напишут, но хорошей информации никогда не бывает много. Итак, я поделюсь своим опытом в сушке древесины. Речь пойдет о сушке древесины для резьбы по дереву. А именно о сушке сувелей, капов, садовых сортов древесины и сортов "дикой" древесины - дуба, рябины и проч. Я расскажу только о тех методах, которые опробовал сам.
1 вариант. Заветный сувель спилен и хочется быстрее из него создать что-то, от чего все ахнут и захлопают в ладошки. Но не будем спешить. А займемся прозой - сушкой сувеля. Сразу замечу, что и сувели и капы по своим физико-техническим характеристикам сильно отличаются от обычной древесины, они не так склонны к растрескиванию, как чурбаки остальной древесины. Если сувель спилен осенью-зимой и вы не спешите брать его в работу, можно положить сувель куда-нибудь в место с ровной температурой и пусть себе там лежит. Я складываю спиленные сувели на первом этаже гаража. Там ровная температура, имеется какая никакая естественная вентиляция. Заготовки практически не трескаются, а если и дают небольшие трещины, то это совсем не страшно. Предварительно можно спиленные заготовки подержать под навесом на бетонном полу или на каменном. Бетон отлично вытягивает влагу из древесины. Обычно я так делаю с мокрыми заготовками, а потом уже складываю их в гараже. В таких условиях заготовка сохнет около года. Но влага в ней все таки остается и это нужно в дальнейшем учитывать. Если из такой заготовки точить открытую вазу (форма тарелки, миски), то сувель нужно досушивать, иначе обязательно поведет
Открытая форма (тарелка, миска) |
Если это закрытая ваза (форма горшка, чугунка), или небольшое искривление не критично, достаточно и такой сушки.
Закрытая форма (горшок, чугунок) |
2 вариант. Сувель спилен и вам не терпится поработать с ним. Если это токарное изделие, то я протачиваю его с припуском. Точить сырой сувель гораздо легче, чем сухой. Выточенную с припуском заготовку сушу в газетах и пакете. Делается это так. Заготовка заворачивается в одну-две газеты и помещается в целлофановый пакет. Первый день, иногда два дня, сушу таким способом при комнатной температуре. На второй-третий день помещаю на батарею (печку или солнцепек). Раз в сутки разворачиваю газеты и просушиваю заготовку и газеты около 10 минут. Пакеты выворачиваю, чтобы тоже просохли. Обычно в первые дни газеты бывают очень мокрые. А бывает и не очень. это конечно зависит от степени влажности заготовки. Бывает, что заготовка покрывается местами плесенью. Значит нужно или два раза за сутки просушивать газеты или оставлять в пакете небольшую отдушину. Так сушу пять-шесть дней. Потом начинаю взвешивать заготовку на электронных весах. Как только заготовка перестала "худеть", сушка закончена. Еще два-три дня держу заготовку в теплом месте просто в газетах, без пакета, для окончательного досушивания. Обычно таким способом заготовка средних размеров сохнет 20-25 дней. Один раз пробовал сушить сувель в печке СВЧ. Мне это очень не понравилось. Сувель небольших размеров еще можно кое-как высушить, а круглый чурбак лопнет. Не пользуюсь этим способом. Если из сырого сувеля планируется вырезать вазу вручную, то первым делом я максимально выбираю древесину, истончаю заготовку. Стамесками я не работаю. Долбить сувель стамесками, все равно, что иголкой копать колодец. Фрезами Сабурр (ежик) сырую древесину тоже не очень-то удобно выбирать - фреза забивается мокрыми опилками. Делаю я это мини-болгаркой c пильным цепным диском. Производительность у него огромная, нужно только быть максимально осторожным и собранным при работе таким инструментом! Ну, а дальше сушка, как описано выше.
3 вариант. Этим вариантом я пользуюсь, когда хочу снять с капа кору, чтоб обнажились иголки. Или хочу окрасить древесину. Суть способа такова. Складываю в большую кастрюлю заготовки. Можно и в железную бочку. Заливаю заготовки водой, отмеряя воду мерной банкой. Заливаю так, чтобы вода стояла на пару сантиметров выше заготовок. А чтоб дерево не всплывало, придавливаю его гнетом. На один литр воды засыпаю три столовые ложки поваренной соли. Можно добавлять хвойные опилки, кору различных деревьев, чтобы древесина окрасилась. Я чаще всего пользуюсь хвойными опилками. Они придают сувелю красивый золотисто-охристый оттенок.
Этот кап варился с хвойными опилками |
Кора молодой рябины окрашивает в красноватый цвет. Кора яблони и дуба в насыщенный коричневый и т.д. С окраской можно экспериментировать до бесконечности. Опилок или коры засыпаю 3-4 полных пригоршни, а то и больше.
А этот кап варился с рябиновой, ольховой и дубовой корой |
Чем больше, тем ровнее и насыщенней будет цвет древесины. А затем начинаю варить. Как только варево закипит, делаю огонь таким, чтоб только булькало. Как это ни покажется странным, при таком вываривании древесины в жидкости она ... сохнет. Физика процесса в двух словах такая. Если две жидкости разной плотности разделить проницаемой мембраной, то менее плотная жидкость будет переходить в более плотную. Это явление называется осмос. Солевой раствор - это плотная жидкость. Влага в древесных клетках - это менее плотная жидкость. А стенки клеток служат проницаемой мембраной. Вот жидкость из древесины и уходит в рассол, заготовка сохнет. А варить нужно, чтобы ускорить процесс осмоса. Заготовку размером с футбольный мяч нужно варить 6-8 часов. Чтоб окрасить ее на всю глубину время варки нужно увеличить вдвое-втрое. После такой варки я достаю заготовки и складываю их в сухом месте на одни сутки. Затем сушу сувель или кап в газетах и пакете. Обычно через три-четыре дня заготовки становятся сухими. А цвет таких проваренных изделий очень красивый - от охристого до темно-вишневого, почти черного.
Круглые чурбаки сушатся по таким же схемам. Нужно только учитывать следующее. Древесина садовых сортов деревьев почти вся склонна к растрескиванию. Особенно это касается яблони, сливы, груши. Из диких сортов очень склонны к растрескиванию дуб, рябина. Поэтому сушить такую древесину нужно очень осторожно и тщательно. Чтоб минимизировать появление трещин, торцы, но только торцы чурбачков можно промазать клеем ПВА. У меня бывали случаи, когда уже готовые изделия из, казалось бы, хорошо высушенной древесины, лопались! Еще раз повторюсь, чаще всего это происходит с дубом и яблоней. Эти сорта нужно не просто сушить, а сушить до звона!
Два слова еще о сушке березового капа. Кап практически не трескается. Я много раз свежеспиленный кап приносил в помещение с комнатной температурой и просто оставлял его на полу без всяких газет и пакетов. Дней через десять даже весьма мокрая заготовка становилась сухой и не помню, чтоб были даже мелкие трещины. Но если заготовка предварительно была грубо проточена - поведет! То есть кап не трескается, но форму теряет. Это нужно учитывать. Или сушить куском, как он был спилен, или протачивать с нужным припуском. Так что сушка сувелей и капов дело хлопотное, но куда деваться!
В декабре спилил несколько капов и сувелей березы. Проточил их с припуском и сложил на балконе. Температура там в среднем +10. Через месяц все заготовки высохли! Ни одна не треснула!
Очень подробная и грамотная статья. Обязательно буду пользоваться этими способами при сушке. Главное, что все конкретно описано. Спасибо!
ОтветитьУдалить