expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2021-12-13

Сушка сувелей и капов

Вареный сувель

Сушка древесины дело очень ответственное. И мастера по дереву знают, на сколько серьезно нужно относиться к этому этапу в работе с древесиной. Сколько об этом было написано и сколько еще напишут, но хорошей информации никогда не бывает много. Итак, я поделюсь своим опытом в сушке древесины. Речь пойдет о сушке древесины для резьбы по дереву. А именно о сушке сувелей, капов, садовых сортов древесины и сортов "дикой" древесины - дуба, рябины и проч. Я расскажу только о тех методах, которые опробовал сам.
1 вариант. Заветный сувель спилен и хочется быстрее из него создать что-то, от чего все ахнут и захлопают в ладошки. Но не будем спешить. А займемся прозой - сушкой сувеля. Сразу замечу, что и сувели и капы по своим физико-техническим характеристикам сильно отличаются от обычной древесины, они не так склонны к растрескиванию, как чурбаки остальной древесины. Если сувель спилен осенью-зимой и вы не спешите брать его в работу, можно положить сувель куда-нибудь в место с ровной температурой и пусть себе там лежит. Я складываю спиленные сувели на первом этаже гаража. Там ровная температура, имеется какая никакая естественная вентиляция. Заготовки практически не трескаются, а если и дают небольшие трещины, то это совсем не страшно. Предварительно можно спиленные заготовки подержать под навесом на бетонном полу или на каменном. Бетон отлично вытягивает влагу из древесины. Обычно я так делаю с мокрыми заготовками, а потом уже складываю их в гараже. В таких условиях заготовка сохнет около года. Но влага в ней все таки остается и это нужно в дальнейшем учитывать. Если из такой заготовки точить открытую вазу (форма тарелки, миски), то сувель нужно досушивать, иначе обязательно поведет

Открытая форма (тарелка, миска)

Если это закрытая ваза (форма горшка, чугунка), или небольшое искривление не критично, достаточно и такой сушки. 

Закрытая форма (горшок, чугунок)


2 вариант.  Сувель спилен и вам не терпится поработать с ним. Если это токарное изделие, то я протачиваю его с припуском. Точить сырой сувель гораздо легче, чем сухой. Выточенную с припуском заготовку сушу в газетах и пакете. Делается это так. Заготовка заворачивается в одну-две газеты и помещается в целлофановый пакет. Первый день, иногда два дня, сушу таким способом при комнатной температуре. На второй-третий день помещаю на батарею (печку или солнцепек). Раз в сутки разворачиваю газеты и просушиваю заготовку и газеты около 10 минут. Пакеты выворачиваю, чтобы тоже просохли. Обычно в первые дни газеты бывают очень мокрые. А бывает и не очень. это конечно зависит от степени влажности заготовки. Бывает, что заготовка покрывается местами плесенью. Значит нужно или два раза за сутки просушивать газеты или оставлять в пакете небольшую отдушину. Так сушу пять-шесть дней. Потом начинаю взвешивать заготовку на электронных весах. Как только заготовка перестала "худеть", сушка закончена. Еще два-три дня держу заготовку в теплом месте просто в газетах, без пакета, для окончательного досушивания. Обычно таким способом заготовка средних размеров сохнет 20-25 дней. Один раз пробовал сушить сувель в печке СВЧ. Мне это очень не понравилось. Сувель небольших размеров еще можно кое-как высушить, а круглый чурбак лопнет. Не пользуюсь этим способом. Если из сырого сувеля планируется вырезать вазу вручную, то первым делом я максимально выбираю древесину, истончаю заготовку. Стамесками я не работаю. Долбить сувель стамесками, все равно, что иголкой копать колодец. Фрезами Сабурр (ежик) сырую древесину тоже не очень-то удобно выбирать - фреза забивается мокрыми опилками. Делаю я это мини-болгаркой c пильным цепным диском. Производительность у него огромная, нужно только быть максимально осторожным и собранным при работе таким инструментом! Ну, а дальше сушка, как описано выше.
3 вариант. Этим вариантом я пользуюсь, когда хочу снять с капа кору, чтоб обнажились иголки. Или хочу окрасить древесину. Суть способа такова. Складываю в большую кастрюлю заготовки. Можно и в железную бочку. Заливаю заготовки водой, отмеряя воду мерной банкой. Заливаю так, чтобы вода стояла на пару сантиметров выше заготовок. А чтоб дерево не всплывало, придавливаю его гнетом. На один литр воды засыпаю три столовые ложки поваренной соли. Можно добавлять хвойные опилки, кору различных деревьев, чтобы древесина окрасилась. Я чаще всего пользуюсь хвойными опилками. Они придают сувелю красивый золотисто-охристый оттенок.
Этот кап варился с хвойными опилками

Кора молодой рябины окрашивает в красноватый цвет. Кора яблони и дуба в насыщенный коричневый и т.д. С окраской можно экспериментировать до бесконечности. Опилок или коры засыпаю 3-4 полных пригоршни, а то и больше.

А этот кап варился с рябиновой, ольховой и дубовой корой

Чем больше, тем ровнее и насыщенней будет цвет древесины. А затем начинаю варить. Как только варево закипит, делаю огонь таким, чтоб только булькало. Как это ни покажется странным, при таком вываривании древесины в жидкости она ... сохнет. Физика процесса в двух словах такая. Если две жидкости разной плотности разделить проницаемой мембраной, то менее плотная жидкость будет переходить в более плотную. Это явление называется осмос. Солевой раствор - это плотная жидкость. Влага в древесных клетках - это менее плотная жидкость. А стенки клеток служат проницаемой мембраной. Вот жидкость из древесины и уходит в рассол, заготовка сохнет. А варить нужно, чтобы ускорить процесс осмоса. Заготовку размером с футбольный мяч нужно варить 6-8 часов. Чтоб окрасить ее на всю глубину время варки нужно увеличить вдвое-втрое. После такой варки я достаю заготовки и складываю их в сухом месте на одни сутки. Затем сушу сувель или кап в газетах и пакете. Обычно через три-четыре дня заготовки становятся сухими. А цвет таких проваренных изделий очень красивый - от охристого до темно-вишневого, почти черного.
Круглые чурбаки сушатся по таким же схемам. Нужно только учитывать следующее. Древесина садовых сортов деревьев почти вся склонна к растрескиванию. Особенно это касается яблони, сливы, груши. Из диких сортов очень склонны к растрескиванию дуб, рябина. Поэтому сушить такую древесину нужно очень осторожно и тщательно. Чтоб минимизировать появление трещин, торцы, но только торцы чурбачков можно промазать клеем ПВА. У меня бывали случаи, когда уже готовые изделия из, казалось бы, хорошо высушенной древесины, лопались! Еще раз повторюсь, чаще всего это происходит с дубом и яблоней. Эти сорта нужно не просто сушить, а сушить до звона!
Два слова еще о сушке березового капа. Кап практически не трескается. Я много раз свежеспиленный кап приносил в помещение с комнатной температурой и просто оставлял его на полу без всяких газет и пакетов. Дней через десять даже весьма мокрая заготовка становилась сухой и не помню, чтоб были даже мелкие трещины. Но если заготовка предварительно была грубо проточена - поведет! То есть кап не трескается, но форму теряет. Это нужно учитывать. Или сушить куском, как он был спилен, или протачивать с нужным припуском. Так что сушка сувелей и капов дело хлопотное, но куда деваться!
В декабре спилил несколько капов и сувелей березы. Проточил их с припуском и сложил на балконе. Температура там в среднем +10. Через месяц все заготовки высохли! Ни одна не треснула!

1 комментарий :

  1. Очень подробная и грамотная статья. Обязательно буду пользоваться этими способами при сушке. Главное, что все конкретно описано. Спасибо!

    ОтветитьУдалить