expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2015-12-23

Ваза-ракушка из елового сувеля

Ваза-ракушка из елового сувеля

Сегодня речь пойдет о еловом сувеле. Я довольно часто хожу в лес на поиски сувелей и капов (см.здесь). Прекрасный, замечательный материал для резного творчества. Как форма, так и содержание сувелей таят в себе много возможностей для фантазии и реализации творческих идей.
  В этом сезоне мною заготовлено около 40 сувелей и капов березы, ольхи и черемухи. Сувели других деревьев мне не попадались. Но сказано : "Ищущий да обрящет". Я и нашел в этом году один-единственный еловый сувель. Это комлевой сувель размером с футбольный мяч. Вот что из него получилось - ваза в форме ракушки "Рапан".
Ваза-ракушка из елового сувеля.
А первоначально заготовка выглядела вот так :

Еловый комлевой сувель
Я делал вазы из сувеля ольхи, березы и одну из черемухи. И вот теперь настала очередь елового сувеля - редкого "зверя" в здешнем лесу. А потому меня подзуживало любопытство резчика по дереву - что за древесина у елового сувеля, какая текстура, что за возможности.
  У заготовки с одной стороны был небольшой наплыв древесины. Это и навело меня на мысль о морской раковине-рапане. Поэтому и решил вырезать из этого елового сувеля вазу в форме ракушки.
Ваза-ракушка вчерне вырезана, можно приступать к сушке
 Еловый сувель обрабатывается легко. Есть какие-то белые разводы на общем розовом фоне. Что это такое, будет видно только после шлифовки. Где-то в середине заготовки наткнулся на смоляной кармашек. После черновой проработки вазы высушил ее. Должен отметить, что хвойный сувель сохнет гораздо быстрее лиственного. При сушке изнутри выступила еще в одном месте смола. Но, в целом, смолы не так уж и много и она совсем не мешала в работе. После сушки приступаю к шлифованию. Хотя ель и относится к мягким породам древесины (см.здесь), этого не скажешь о еловом сувеле. Древесина твердая, я бы сказал жесткая. Шлифуется трудновато. На такой древесине после шлифовки грибком остаются большие неровности, чем при шлифовке, скажем, березы. Поэтому доля ручной шлифовки (неровности можно сгладить только вручную) здесь возрастает. При шлифовании древесины ели есть еще одна особенность. Древесина ели отличается хорошо выраженной полосатой текстурой. Чтобы линии годичных колец нигде не прерывались, древесину нужно тщательно шлифовать и выравнивать. Если линия где-то пропала или затушевалась, значит там шлифовка не завершена. Особенно долго приходится шлифовать на торцевых срезах.
  Так или иначе, ваза-ракушка отшлифована и теперь можно рассмотреть рисунок древесины елового сувеля. Здесь виден фрагмент с четко выраженными годичными линиями, есть белые участки, похожие на большие белые кляксы, есть участок красно-коричневой древесины с годичными линиями. Но нет сияния или перламутровых переливов, так свойственных березовому сувелю. У этого комлевого сувеля нет перекрученных или хитро изогнутых годичных линий, просто вспученный участок древесины. Я подозреваю, что это и не сувель вовсе, а просто наплыв древесины в комлевой части ствола. Кстати, это можно проверить. Пока делал эту вазу, нашел в лесу настоящий, стволовой, без всяких сомнений стопроцентный еловый сувель! Я глазам своим не поверил. Дважды обошел вокруг дерева, чтобы убедиться, что это не оптический обман. Настоящий, круглый, стволовой сувель на ели! Год хожу по лесу, а такое нашел впервые. В самое ближайшее время я его спилю и тут же начну вырезать. Тогда и сравню с этим сувелем. Результаты будут добавлены в этот пост.
Ваза из елового сувеля отшлифована

Ваза из елового сувеля. Еще не отлакирована.

Ваза-ракушка из елового сувеля "Рапан" крупным планом.
А пока вернусь к этой вазе. После шлифования и полировки древесина вазы выглядит привлекательно, хорошо блестит. Отделаю эту вазу алкидно-уретановым глянцевым лаком.
Ваза-ракушка из елового сувеля.

Ваза из елового сувеля отлакирована

Ваза-ракушка "Рапан" из елового сувеля.

Со временем я пришел к такому выводу. Если древесина светлая и гладко отшлифована, ее лучше лакировать глянцевым лаком. А вот если поверхность древесины не очень ровная и древесина темная, тогда лучше применять полуматовый лак. Глянцевый лак только подчеркнет неровности на темной древесине и тем самым усугубит общую картину. Конечно, это не общее правило, но учитывать его можно.
  Итак, глянцевый лак. Два слоя лака при предварительной грунтовке для такой древесины достаточно. Грунтовка - это лак, разбавленный на 20% уайт-спиритом. Первый слой лака через два дня осторожно шлифую металлической ватой на сухую. Второй слой лака еще через двое суток шлифую наждачной шкуркой № М40, но с добавлением растительного масла. Затем протираю вазу тряпочкой, слегка смоченной в уайт-спирите. И окончательно протираю вазу раствором из растворителя №646 и этилового спирта в соотношении 1:1. Это дает хороший блеск, а на ощупь никаких шероховатостей на вазе не ощущается.

Ваза из стволового елового сувеля

У вазы из этого елового сувеля текстура не очень выразительная.
P.S.Как и обещал, информация о втором еловом сувеле. Что можно сказать? Хорошо видны широкие годичные кольца. С наружной стороны просматриваются робкие попытки перламутрового блеска. Но они такие робкие, что их почти и не видно. Скромная, ничем особенно не примечательная текстура. Хоть сувель и хвойный, смолы нет и это плюс. Считается, что у стволового сувеля древесина красивее, чем у комлевого, здесь наоборот, комлевой сувель оказался симпатичнее и ярче. Ну вот, теперь я попробовал поработать с хвойным (еловым) сувелем и для себя делаю такой вывод : в следующий раз, если мне попадется еловый сувель, скорее всего пройду мимо, ничего особенного в нем нет.
3.01.24. Еще дополню. Начали попадаться участки леса, где довольно много еловых сувелей. От жадности пилил и их, выбирал посимпатичнее по внешнему виду. Что могу сказать? У некоторых очень красивая древесина, с сиянием. У некоторых не очень. Так что нужно пилить еловый сувель, а там вскрытие покажет!

Комментариев нет :

Отправить комментарий