expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2024-02-10

Как я пришел в резьбу по дереву

Одна из первых работ

 Азам работы с деревом меня научил мой дед Яков, он был столяром-краснодеревщиком. Мне было лет восемь, когда деда соорудил мне верстак за землянкой, в тени абрикосов, дал рубанок, пилу-ножовку, молоток, щипцы и сказал : работай! Дедуля приносил мне деревянные ящики с местного рыбзавода. Я их разбирал, планки строгал, гвозди выпрямлял на наковаленке из куска рельса, жестяная полоска тоже шла в дело. Из широких досок выпиливал две боковины . Из всего этого я сколачивал легкий, вместительный и удобный ящик для переноски фруктов. Бабушка Лена относила ящики на рынок и там успешно продавала их. Ящики у курортников шли на ура! Все хотели из отпуска на юге увезти домой фрукты, виноград. Решетчатые ящики для этого прекрасно подходили. В день я делал от одного до трех ящиков! Бабушка продавала их по 1руб.80 коп. за штуку. Рубль шел мне, 80 коп. бабе. В 9 лет у меня уже был личный капитал, за лето я зарабатывал приличную сумму, предмет зависти моей старшей сестры. Она постоянно просила у меня в долг, я надувался, но давал.
Прошло время. Армия, институт, для занятий деревом времени не было. По окончании института я познакомился с профессиональным художником, прекрасным резчиком по дереву Виктором Ивановым. Мне очень понравились его резные работы, особенно различные маски. И я захотел попробовать себя в этом деле. Это было время СССР, страна жила спокойной, размеренной жизнью. Во всяком случае проклятое ТВ не пугало людей катастрофами и не зомбировало всякой ерундой. А вот на прилавках был дефицит многих товаров и купить инструменты для резьбы по дереву была большая проблема. Но мне повезло, я купил набор маленьких стамесочек в пластмассовой коробочке. Они до сих пор у меня сохранились. Это были совсем маленькие стамесочки, предназначенные для проработки мелких деталей. Но другого-то ничего не было! Времени, чтоб изготовить самодельный инструмент не было, да и мысли такие не приходили, ведь опыта совсем не было. Этими игрушечными стамесками я и вырезал свою первую маску из березовой доски. Вот она, эта первая резная работа из дерева.

Моя первая маска из дерева. ей больше 40 лет. Сделана, можно сказать, гвоздем. До сих пор висит у меня на даче.

Пока работал, резьбой по дереву занимался только эпизодически. Но к дереву меня всегда тянуло. И только когда вышел на пенсию и закончил все дачные дела, появилось свободное время. И я вспомнил конечно про свое увлечение. К тому времени на втором этаже гаража у меня уже была оборудована хорошая мастерская, был кое-какой резчиский инструмент. Начал с различных масок и панно, иногда точил подсвечники и простенькие чаши на самодельном токарном станке прямого привода. Но однажды мне в руки попал сувель березы. До этого я эпизодически работал с ольховыми сувелями и не знал особенностей этой прекрасной древесины, просто меня привлекли шарообразные наросты на дереве, я спилил их и вырезал вазы, даже не обработав, как следует, т.е. текстуры сувеля и не видел. А с березовым сувелем получилось так. Я сделал порезку острой стамеской и увидел блестящий, с перламутровым переливом, срез. Это очень удивило меня и привлекло. Я срезал всю кору, отшлифовал сувель и мне раскрылась вся потаенная красота этой древесины! Вот эта моя первая ваза из березового сувеля.
Моя первая ваза из березового сувеля.

Так случай привел меня в мир сувелей и капов. С тех пор я работаю исключительно с сувелями, капом и шпальтом - подгнившей, состарившейся древесиной. Накоплен, скажу без ложной скромности, большой опыт работы с этим материалом. Поэтому мой сайт и посвящен, в основном, работе с сувелями и капами. На сколько я знаю, мастеров, работающих только с капами и сувелями - единицы. Оно и понятно. Молодые мастера не могут себе позволить такую роскошь, им нужно зарабатывать на жизнь. А работа с сувелем, капом вряд ли может быть коммерческой. Сложно обеспечить себя таким материалом в большом количестве. Раньше, при СССР, были специальные артели резчиков по капу и сувелю. Они изготавливали шкатулки, игрушки, сувениры и все это под бдительным оком КГБ продавалось за валюту за бугор. Сейчас этого ничего нет.
На сегодняшний день я изготовил из капов, сувелей, шпальта более шестисот различных ваз, чаш, декоративных шаров, подсвечников, шкатулок и проч. Приятно осознавать, что мои работы востребованы. Мои изделия нашли своих покупателей в США, Канаде, Великобритании, Франции, Нидерландах, Австрии. Если бы не санкции, закрывшие возможность продаж хендмейда из России за рубеж, эта география бы расширилась, я уверен, потому что нахожусь на пике своей творческой формы. Меня могут спросить, почему меня нет в социальном пространстве. Отвечу. Я глубоко равнодушен ко всяким выставкам, тусовкам, форумам, хотя и приглашали, мне это не нужно, да и время жалко тратить. Мне антипатичны мастера, которые едва научились что-то делать и уже открывают свои "школы", "академии" и проч., а таких сейчас очень много. В этих академиях в лучшем случае можно получить только основные понятия и приемы работы.
Резьба по дереву - особый вид декоративно-прикладного искусства. Основная форма обучения - постигать все самому, если конечно есть способности. Когда я работаю в мастерской, я погружаюсь в свой мир, где мне никто не докучает. Я получаю удовольствие от своей работы и мне этого достаточно

Комментариев нет :

Отправить комментарий