Одна из первых работ |
Азам работы с деревом меня научил мой дед Яков, он был столяром-краснодеревщиком. Мне было лет восемь, когда деда соорудил мне верстак за землянкой, в тени абрикосов, дал рубанок, пилу-ножовку, молоток, щипцы и сказал : работай! Дедуля приносил мне деревянные ящики с местного рыбзавода. Я их разбирал, планки строгал, гвозди выпрямлял на наковаленке из куска рельса, жестяная полоска тоже шла в дело. Из широких досок выпиливал две боковины . Из всего этого я сколачивал легкий, вместительный и удобный ящик для переноски фруктов. Бабушка Лена относила ящики на рынок и там успешно продавала их. Ящики у курортников шли на ура! Все хотели из отпуска на юге увезти домой фрукты, виноград. Решетчатые ящики для этого прекрасно подходили. В день я делал от одного до трех ящиков! Бабушка продавала их по 1руб.80 коп. за штуку. Рубль шел мне, 80 коп. бабе. В 9 лет у меня уже был личный капитал, за лето я зарабатывал приличную сумму, предмет зависти моей старшей сестры. Она постоянно просила у меня в долг, я надувался, но давал.
Прошло время. Армия, институт, для занятий деревом времени не было. По окончании института я познакомился с профессиональным художником, прекрасным резчиком по дереву Виктором Ивановым. Мне очень понравились его резные работы, особенно различные маски. И я захотел попробовать себя в этом деле. Это было время СССР, страна жила спокойной, размеренной жизнью. Во всяком случае проклятое ТВ не пугало людей катастрофами и не зомбировало всякой ерундой. А вот на прилавках был дефицит многих товаров и купить инструменты для резьбы по дереву была большая проблема. Но мне повезло, я купил набор маленьких стамесочек в пластмассовой коробочке. Они до сих пор у меня сохранились. Это были совсем маленькие стамесочки, предназначенные для проработки мелких деталей. Но другого-то ничего не было! Времени, чтоб изготовить самодельный инструмент не было, да и мысли такие не приходили, ведь опыта совсем не было. Этими игрушечными стамесками я и вырезал свою первую маску из березовой доски. Вот она, эта первая резная работа из дерева.
![]() |
Моя первая маска из дерева. ей больше 40 лет. Сделана, можно сказать, гвоздем. До сих пор висит у меня на даче. |
Пока работал, резьбой по дереву занимался только эпизодически. Но к дереву меня всегда тянуло. И только когда вышел на пенсию и закончил все дачные дела, появилось свободное время. И я вспомнил конечно про свое увлечение. К тому времени на втором этаже гаража у меня уже была оборудована хорошая мастерская, был кое-какой резчиский инструмент. Начал с различных масок и панно, иногда точил подсвечники и простенькие чаши на самодельном токарном станке прямого привода. Но однажды мне в руки попал сувель березы. До этого я эпизодически работал с ольховыми сувелями и не знал особенностей этой прекрасной древесины, просто меня привлекли шарообразные наросты на дереве, я спилил их и вырезал вазы, даже не обработав, как следует, т.е. текстуры сувеля и не видел. А с березовым сувелем получилось так. Я сделал порезку острой стамеской и увидел блестящий, с перламутровым переливом, срез. Это очень удивило меня и привлекло. Я срезал всю кору, отшлифовал сувель и мне раскрылась вся потаенная красота этой древесины! Вот эта моя первая ваза из березового сувеля.
![]() |
Моя первая ваза из березового сувеля. |
Так случай привел меня в мир сувелей и капов. С тех пор я работаю исключительно с сувелями, капом и шпальтом - подгнившей, состарившейся древесиной. Накоплен, скажу без ложной скромности, большой опыт работы с этим материалом. Поэтому мой сайт и посвящен, в основном, работе с сувелями и капами. На сколько я знаю, мастеров, работающих только с капами и сувелями - единицы. Оно и понятно. Молодые мастера не могут себе позволить такую роскошь, им нужно зарабатывать на жизнь. А работа с сувелем, капом вряд ли может быть коммерческой. Сложно обеспечить себя таким материалом в большом количестве. Раньше, при СССР, были специальные артели резчиков по капу и сувелю. Они изготавливали шкатулки, игрушки, сувениры и все это под бдительным оком КГБ продавалось за валюту за бугор. Сейчас этого ничего нет.
На сегодняшний день я изготовил из капов, сувелей, шпальта более шестисот различных ваз, чаш, декоративных шаров, подсвечников, шкатулок и проч. Приятно осознавать, что мои работы востребованы. Мои изделия нашли своих покупателей в США, Канаде, Великобритании, Франции, Нидерландах, Австрии. Если бы не санкции, закрывшие возможность продаж хендмейда из России за рубеж, эта география бы расширилась, я уверен, потому что нахожусь на пике своей творческой формы. Меня могут спросить, почему меня нет в социальном пространстве. Отвечу. Я глубоко равнодушен ко всяким выставкам, тусовкам, форумам, хотя и приглашали, мне это не нужно, да и время жалко тратить. Мне антипатичны мастера, которые едва научились что-то делать и уже открывают свои "школы", "академии" и проч., а таких сейчас очень много. В этих академиях в лучшем случае можно получить только основные понятия и приемы работы.
Резьба по дереву - особый вид декоративно-прикладного искусства. Основная форма обучения - постигать все самому, если конечно есть способности. Когда я работаю в мастерской, я погружаюсь в свой мир, где мне никто не докучает. Я получаю удовольствие от своей работы и мне этого достаточно
Комментариев нет :
Отправить комментарий