Ваза, выточенная поперечным методом |
Я сторонник поперечного точения древесины и большинство своих токарных изделий точу именно этим методом. Немного теории. Если мы возьмем деревянный чурбак и начнем пилить его вдоль волокон, то получим радиальный распил древесины, при котором текстура самая простая. Если будем пилить под углом, получим распил, на котором текстура гораздо богаче. И если начнем пилить поперек, получим поперечный распил, где хорошо видны годичные кольца. Если мы установим заготовку в токарном станке вдоль роста древесных волокон и начнем точить, получим продольное точение. Продольное точение слабо раскрывает текстуру древесины и применяется, в основном, в промышленном точении, где чаще важна форма, а не красота древесины. Так точат ножки стульев, балясины, биты, матрешек и проч. Если же мы установим заготовку в станке поперек роста волокон и начнем точить, то получим поперечное точение. Новички в токарном деле часто поражаются тому, что древесину можно точить поперек. Они усвоили истину, что резать стамеской дерево поперек роста волокон вручную очень трудно. Но на токарном станке это можно и нужно делать! Поперечное точение наиболее полно раскрывает всю потаенную красоту древесины, наилучшим образом показывает текстуру. При поперечном точении мы видим текстуру древесины сразу в трех направлениях - вдоль, под углом и поперек. Да и форму изделия при этом можно получить очень интересную. Поэтому поперечное точение и используется чаще всего в токарном искусстве.
Берем заготовку, например полнотелый чурбачок рябины. Длину заготовки делаем примерно равной толщине чурбака. Вставляем в токарный станок по дереву и точим. Получится примерно такая ваза.
Ваза-горшок из древесины рябины выточена поперечным методом. Поскольку длина заготовки была примерно равна ее толщине, то получилась целая, не усеченная ваза. |
Здесь мы видим концентрические годичные кольца древесины на торце и вытянутые полоски на боках. Также получаем красивый волнистый верх с сохранением натуральной коры и текстуру разных цветов. Если бы мы точили эту рябину продольно, то получили бы ровный верх и однотонный цвет.
Если заготовку распилить, скажем, на 2/3 от ее толщины и точить, получится примерно такая ваза-миска.
Поперечное точение, но заготовка не цельная, а примерно 2/3 толщины и ваза получилась не полнотелая, а несколько усеченная. |
Здесь мы видим уже немного усеченную вазу, так как заготовка не целая, а взята только ее часть. А если чурбак распилить пополам или даже еще меньше, получится вот такая ваза.
Поперечное точение. Взяли заготовку примерно половинной толщины. |
Чем более тонкую заготовку будем брать, тем более плоская ваза будет получаться. Заготовка в любом случае должна крепиться выпуклой стороной вправо (в направлении к заднему вращающемуся центру). Играя длиной и толщиной заготовки, при поперечном точении можно получить очень оригинальные и красивые изделия. Вот некоторые примеры.
Поперечное точение древесины. Использован чурбачок "сплюснутой" формы, то есть овальной формы. |
Поперечное точение рябины. |
Другие примеры можно посмотреть на этой странице. Поперечное точение, в отличие от продольного, дает мастеру большой простор для фантазии, позволяет даже из невзрачной на вид древесины получать очень необычные и красивые формы.
Конечно, для поперечного точения нужно использовать острый инструмент, хорошо держащий заточку. Древесина весьма сильный абразив. А представьте, какую нагрузку испытывает жало токарной стамески при соприкосновении с торцом древесины, вращающейся со скоростью, например, 800-1000 об/мин. Тупая стамеска будет вырывать волокна древесины, мягкая сталь будет быстро тупиться. Я использую для поперечного точения древесины самодельные токарные стамески из стали Р9, Р18, Р6М5. Как их сделать самому, читайте в этом сообщении.
Очень интересный метод точения. И главное какие вазы необычные получаются!
ОтветитьУдалить