expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2024-01-31

Поперечное точение древесины

Ваза, выточенная поперечным методом

Я сторонник поперечного точения древесины и большинство своих токарных изделий точу именно этим методом. Немного теории. Если мы возьмем деревянный чурбак и начнем пилить его вдоль волокон, то получим радиальный распил древесины, при котором текстура самая простая. Если будем пилить под углом, получим распил, на котором текстура гораздо богаче. И если начнем пилить поперек, получим поперечный распил, где хорошо видны годичные кольца. Если мы установим заготовку в токарном станке вдоль роста древесных волокон и начнем точить, получим продольное точение. Продольное точение слабо раскрывает текстуру древесины и применяется, в основном, в промышленном точении, где чаще важна форма, а не красота древесины. Так точат ножки стульев, балясины, биты, матрешек и проч. Если же мы установим заготовку в станке поперек роста волокон и начнем точить, то получим поперечное точение. Новички в токарном деле часто поражаются тому, что древесину можно точить поперек. Они усвоили истину, что резать стамеской дерево поперек роста волокон вручную очень трудно. Но на токарном станке это можно и нужно делать! Поперечное точение наиболее полно раскрывает всю потаенную красоту древесины, наилучшим образом показывает текстуру. При поперечном точении мы видим текстуру древесины сразу в трех направлениях - вдоль, под углом и поперек. Да и форму изделия при этом можно получить очень интересную. Поэтому поперечное точение и используется чаще всего в токарном искусстве.
Берем заготовку, например полнотелый чурбачок рябины. Длину заготовки делаем примерно равной толщине чурбака. Вставляем в токарный станок по дереву и точим. Получится примерно такая ваза.

Ваза-горшок из древесины рябины выточена поперечным методом. Поскольку длина заготовки была примерно равна ее толщине, то получилась целая, не усеченная ваза.

Здесь мы видим концентрические годичные кольца древесины на торце и вытянутые полоски на боках. Также получаем красивый волнистый верх с сохранением натуральной коры и текстуру разных цветов. Если бы мы точили эту рябину продольно, то получили бы ровный верх и однотонный цвет.
Если заготовку распилить, скажем, на 2/3 от ее толщины и точить, получится примерно такая ваза-миска.

Поперечное точение, но заготовка не цельная, а примерно 2/3 толщины и ваза получилась не полнотелая, а несколько усеченная.

Здесь мы видим уже немного усеченную вазу, так как заготовка не целая, а взята только ее часть. А если чурбак распилить пополам или даже еще меньше, получится вот такая ваза.

Поперечное точение. Взяли заготовку примерно половинной толщины. 

Чем более тонкую заготовку будем брать, тем более плоская ваза будет получаться. Заготовка в любом случае должна крепиться выпуклой стороной вправо (в направлении к заднему вращающемуся центру). Играя длиной и толщиной заготовки, при поперечном точении можно получить очень оригинальные и красивые изделия. Вот некоторые примеры.

Поперечное точение древесины. Использован чурбачок "сплюснутой" формы, то есть овальной формы.

Поперечное точение рябины.

Другие примеры можно посмотреть на этой странице. Поперечное точение, в отличие от продольного, дает мастеру большой простор для фантазии, позволяет даже из невзрачной на вид древесины получать очень необычные и красивые формы. 
Конечно, для поперечного точения нужно использовать острый инструмент, хорошо держащий заточку. Древесина весьма сильный абразив. А представьте, какую нагрузку испытывает жало токарной стамески при соприкосновении с торцом древесины, вращающейся со скоростью, например, 800-1000 об/мин. Тупая стамеска будет вырывать волокна древесины, мягкая сталь будет быстро тупиться. Я использую для поперечного точения древесины самодельные токарные стамески из стали Р9, Р18, Р6М5. Как их сделать самому, читайте в этом сообщении.

1 комментарий :

  1. Очень интересный метод точения. И главное какие вазы необычные получаются!

    ОтветитьУдалить