expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2015-08-14

Резьба по березовому сувелю

Ваза из березового сувеля


 В природе всегда есть определенный баланс. Бедна средняя полоса России красивой древесиной! Но это с лихвой окупается тем, что есть сувели и капы - древесные наросты необыкновенной красоты. Много лесных делянок обошел я в поисках этого материала. Найти мало, нужно еще знать и уметь, что и как сделать из этих даров природы.
Поэтому сегодня я немного расскажу о резьбе по березовому сувелю, как я работаю с сувелями. Во-первых, как искать сувели. Растут сувели по всему лесу. Но чаще они встречаются все-таки ближе к опушкам, ближе к дорогам. Возможно, на рост сувелей влияет экология оживленных автомобильных трасс. Во всяком случае, я нигде не нашел научного обоснования, почему вообще сувели появляются на дереве. Подробно о заготовках сувелей можно прочесть в этом сообщении.
Прекрасный стволовой сувель правильной формы
Во-вторых, как пилить сувели. В Лесном Кодексе прописано, что можно заготавливать только валежник, причем с многими уточнениями. Я пытался выяснить юридическую подоплеку дела - можно ли спилить сувель. Ответа нигде не нашел. С одной стороны, спиливая сувель, мы не причиняем вреда дереву (закрашиваем место спила масляной краской или замазываем варом), а с другой стороны..? Лучше всего, конечно, подружиться с местным лесником, а еще лучше с лесничим.
  Ну, так или иначе, заветный сувель спилили. Теперь заготовку нужно подготовить к работе. Главное - это правильно ее высушить, чтобы не появились трещины. Можно, по желанию, изменить цвет сувеля. Как сушить сувели и окрашивать их, я писал ранее, поэтому не стану повторяться.
  Как работать с сувелем? Не нужно зацикливаться на природной форме сувеля, как это делают поначалу многие и я в том числе. Спору нет, часто изначальная форма наплыва сама по себе очень оригинальна и ее изменять не нужно. А можно создать совершенно другую форму. Поэтому я долго верчу заготовку в руках, рассматриваю ее со всех сторон. Когда что-то созревает в голове, делаю набросок, эскиз в карандаше. Здесь нужно учитывать вот что. У сувеля очень текстурная древесина (за что она и ценится!). Мелкий орнамент или узор на такой древесине вырезать нет смысла, он просто потеряется, будет незаметным. Довольно будет несколько листиков, какие-то еще элементы, но все это должно быть достаточно крупным, чтобы текстура не забивала рисунок.
Итак, замысел созрел и пора браться за...стамеску? Можно и за стамеску. Но это будет все равно, что копать иголкой колодец. Все свои изделия из сувелей я делаю при помощи бормашины, к стамескам практически не прикасаюсь. Поэтому и рассказывать буду именно о работе с сувелем при помощи бормашины.
  Первым делом я делаю донышко, чтобы ваза устойчиво стояла. Несколько движений электрорубанком и гладкий ровный срез готов, заготовка устойчиво стоит на столе. Далее, чтобы облегчить себе работу, по максимуму вынимаю внутренний объем всем, что у меня есть : бензопилой, сверлами, обдирочными дисками и проч. Относительно недавно в продаже появились пильные цепные диски на мини-болгарку.

Болгарка с цепным пильным диском.

Берем болгарку с пильным цепным диском и выбираем внутреннюю часть заготовки. Диск можно держать двумя способами. Вертикально, с небольшим наклоном влево или вправо. Второй способ - держать диск почти плашмя к заготовке. При первом способе срезается много древесины. При втором способе срез более ровный. Производительность просто фантастическая! Если такой объем, как на фото выше, раньше я выбирал дня два, сильно сажая при этом фрезы-ежики, то теперь на это уходит полчаса, не больше. Машинка адская, обороты высокие, держать болгарку нужно крепко, не отвлекаться и не расслабляться. Иначе и заготовку можно покромсать и руки поранить. С опытом эта работа с диском делается проще и увереннее. Да, и проверяйте периодически толщину заготовки в разных местах, чтоб не срезать лишнего.После таких подготовительных действий приступаю непосредственно к резьбе по березовому сувелю.
 Выбрали грубо "нутро". Берем бормашинку с фрезой-ежиком. Сейчас в продаже есть ежики фирмы Kutsal и Saburr. Кутзал черные, Сабурр красные. Стоят они дороговато, но что поделаешь, других нет. Кутзал выгребают древесину более глубоко, оставляет риски, так как у него шипы более высокие. Поэтому после черного ежика нужно или дольше шлифовать, или пройтись красным, чтоб хоть немного сравнять поверхность. Этими ежиками подравниваем поверхность, придаем ей окончательную форму. Все остальные детали вазы я вырезаю фрезами Сабурр зеленого цвета и разного профиля - это средний рез (красные - это грубый рез). Если есть какая-нибудь китайская минидрель прямого включения, например Hilda или что-то подобное (они все одинаковы), то лучше фрезами работать при помощи такой дрели. Обороты у нее сумасшедшие, производительность высокая. Жаль только, на долго их не хватает. Делаю это красными (крупными) сферическими борфрезами.

Бормашина Профиль с фрезами-ежиками

После того, как внутренний объем выбран, намечаю карандашом элементы рисунка.
Листочки нужно вырезать очень аккуратно , чтобы смотрелись и украшали вазу, а не просто присутствовали. По центру листика я делаю тоненькую жилочку, листик делаю тонким и подчеркиваю его. Очень красиво получается, если лист кое-где приподнят над фоном, но это не всегда удается. Внутри вазы можно прочертить два-три тонких ребра. Больше не надо. Красивую и выразительную текстуру ни в коем случае нельзя перегружать элементами рисунка. Все должно быть лаконичным и простым. Ценность березового сувеля заключается именно в красоте древесины. Задача художника - максимально эту красоту проявить. Я заметил, что наиболее выразительный рисунок древесины находится примерно в середине глубины заготовки. Снаружи он не такой четкий. А сейчас вернемся к нашим овечкам. Листья вырезаны, все детали проработаны. Что осталось сделать? Очень важный этап - шлифование и полировка вазы.

Бормашина с насадкой для шлифования. Таким "грибком" из наждачки очень удобно шлифовать.

Шлифовать сувель нужно очень тщательно. Только идеально прошлифованная древесина сувеля полностью раскрывает всю красоту своей текстуры. Отполированная древесина очень приятна на ощупь. Она идеально гладкая и, вместе с тем, бархатистая, теплая.

Резная ваза из березового сувеля, украшенная резными листьями.

Очень приятно держать такое дерево в руках. Заключительный этап отделки - лакировка или отделка каким-то другим материалом. Я свои изделия лакирую, обрабатываю маслом, иногда применяю акриловый лак. Все зависит от цвета, фактуры древесины, предпочтений и опыта. Резьба по березовому сувелю - трудоемкий процесс, но оно того стоит!

1 комментарий :

  1. Спасибо, очень полезная статья, потом еще раз вернусь к ней. С уважением С.П.

    ОтветитьУдалить