2018-04-23

Древесина для токарных работ

             Характеристики различных пород древесины для токарных работ.
 У меня есть сообщение о характеристиках древесины для резьбы по дереву.Точение древесины имеет свои особенности, поэтому я решил систематизировать свои наблюдения и поделиться ими с читателями.Речь пойдет о том, как ведет себя та или иная порода древесины при ее точении.

Дуб.
Широко используется токарями по дереву, т.к. древесина дуба относительно легкодоступна.Текстура красива как при продольном, так и при поперечном точении.Точится и шлифуется легко.Хорошо принимает такие виды покрытия, как масло и воск.Перед лакированием желательно провести операцию порозаполнения, тогда лак и ляжет хорошо и выглядеть будет лучше.Лак желательно использовать или матовый или на худой конец полуматовый. Древесина дуба под глянцевым покрытием выглядит неестественно.Дуб подвержен растрескиванию и короблению.Особенно это относится к ослабленной древесине (гниловатость, труха) и изделиям с тонкими раскрытыми формами.Поэтому заготовку дуба нужно сушить очень и очень тщательно.У меня было много случаев, когда казалось бы сухая заготовка трескалась при комнатной температуре.Хороши из дуба различные чаши, вазы, ступки, солонки и проч.Кора на заготовке при точении держится прочно, поэтому смело можно оставлять декоративные вставки из коры.
Береза.
По моему мнению, в средней полосе России береза - материал №1 для точения.Сама по себе древесина березы никакого интереса для токарного искусства не представляет.А вот кап, сувель, шпальт, развилка - это интересный материал.
Кап.Точится хорошо, шлифуется и полируется отлично.Могут встречаться задиры на встречном направлении волокон, это устраняется или очень острой стамеской или тщательным шлифованием.При сушке коробится незначительно, практически не трескается.Отлично принимает все виды отделки, но лучший результат дает лакирование.
Сувель.Точится и шлифуется почти так же хорошо, как кап.При сушке тонких и открытых изделий обязательно покоробится.То есть сушить нужно заготовку "до звона".Отлично выглядит под лаком.Правильные изделия из капа и сувеля выглядят очень красиво и богато.
Шпальт.Это различные виды подгнившей березы.Отличается необычной и красивой текстурой.Правильная работа с таким материалом приходит с опытом.В моем блоге об этом есть много информации.Годные изделия из березового шпальта выигрышно выделяются из унылой вереницы однотонных изделий.
Развилка березы.Может подарить как оригинальное по форме изделие, так и красивое по текстуре.Точите, экспериментируйте и обязательно красиво получится.
Яблоня.
Идеально точится и шлифуется.Очень красивая древесина, но капризная, как взбалмошная женщина.Даже хорошо высушенное изделие может со временем треснуть, покоробиться.Даже самые мельчайшие трещины нужно устранять, иначе они могут в дальнейшем преобразоваться в большие трещины.Отлично выглядит под лаком, маслом - древесина теплого, медового оттенка.
Слива.
По характеристикам очень похожа на яблоню.Разве что не так сильно подвержена растрескиванию и короблению.Очень красива древесина старой, подгнившей сливы.Точится, шлифуется отменно.
Туя.
Древесина легкая, плотность невысокая.Сушится быстро и хорошо, почти не коробится.Точится удовлетворительно : сухая туя крошится.Поэтому можно увлажнять верхний слой или же устранять недостатки точения тщательной шлифовкой.Древесина красивая и при продольном, и при поперечном точении.Текстура хорошо проявляется под маслом, лаком.Хорошо принимает протраву, такую, как железный купорос.Тонкие детали точить затруднительно из-за низкой плотности.
Осина, тополь.
Подгнившая осина или тополь могут представлять интерес для точения.Сохнет древесина хорошо.Точится удовлетворительно из-за своей мягкости.Но получить хороший результат можно, если постараться.Наиболее красивые токарные изделия получаются из материала с подгнившей и поэтому окрашенной в бурый цвет сердцевиной.
Боярышник.
Очень красивая древесина с приятным запахом.Отлично точится и шлифуется.Хорошо принимает масло и лак.Недостаток - нет в природе стволов боярышника большого диаметра.
Ива козья.
Одна из разновидностей ивы.Точится хорошо, кора держится крепко, при поперечном точении можно смело оставлять кору, не проклеивая.Годичные кольца на поперечном точении дают красивую, тонко выраженную текстуру.Шлифуется хорошо.Из подгнившей ивы козьей так же выходят красивые изделия.
Ольха.
Для точения представляет интерес подгнившая и даже очень ольха.Такая древесина шлифуется тяжело.Точить так же нужно осторожно.Отделку принимает хорошо.Хороши для точения капы и сувели ольхи, но попадаются они редко.
Сосна.
Не считается очень уж пригодной для точения.Но на безрыбье и рак - рыба.Лучше подбирать заготовки с широкими годичными кольцами, развилки, древесину с пороками.Тогда еще что-то можно выжать из сосновых заготовок.Сама по себе сосна точится хорошо, шлифуется тоже, нужно только не брать в работу смолистые куски дерева.Красив проточенный сосновый кап, даже очень.
Ель.
Все, что касается сосны, можно сказать и о ели.Попадаются красивые подгнившие заготовки из ели.Можно выточить оригинальное изделие из мутовки - это ствол ели с круговым расположением сучков.Попадаются, но очень редко, красивые еловые подгнившие сувели, но в них почти всегда есть смола.Короче, это не лучший вариант для точения, но со счетов сбрасывать не стоит.
Лещина.
Сама древесина лещины светлая, без каких-либо изысков.Правда, можно точить сырую, например для рукояток стамесок, и не потрескается.А вот если повезет и попадется сувель лещины - это другое дело!Точится отлично, шлифуется тоже и очень красивая древесина.
Рябина.
Дерево со странностями.Древесина плотная, довольно тяжелая, а точится плохо, какая-то вязкая.Присутствует не очень выраженная сердцевина от светло-коричневого до коричневатого цвета и светлая заболонь.Широкие годичные кольца.При поперечном точении еще что-то можно получить из рябины, а при продольном не интересна.Лучше выглядит шпальт рябины, но не сильно гнилой.Хорошо окрашивается, тонируется, т.е. нужно экспериментировать.По текстуре симпатичнее не очень толстые стволы - там могут встречаться черные штрихи, разводы - это оживляет текстуру.Толстые стволы монотонны по окрасу.
Вяз, ясень.
Древесина тяжелая, плотная и вязкая.Точится хорошо, шлифуется хорошо.Лучший результат дает поперечное точение.
Орех грецкий.
Прекрасная для токарных работ древесина по всем параметрам : красивая, отлично точится, шлифуется, лакируется.Отлично орех выглядит и под маслом.Старый, темный орех выглядит очень багато и благородно.
Абрикос.
Красивая древесина, хорошо точится и шлифуется.При неаккуратной сушке на торцах могут появиться трещины.Хорошо выглядит и при поперечном, и при продольном точении.
Самшит.
Очень твердая и тяжелая древесина.Бывает, что даже саморезы ломаются, когда крепишь план-шайбу.По цвету от светло-желтого с зеленоватым отливом до бежевого.Точится и шлифуется хорошо, но древесина по текстуре не интересна.
Карагач.
Крупнососудистая, с хорошо обозначенными годичными кольцами древесина.Точится и шлифуется хорошо.Лучше точить поперек и то не всегда выходит красивая картинка.
Липа.
Для токарного искусства никакого интереса не представляет, так как древесина просто белая и все.А вот липовую сувель точить можно - красивая, изящная текстура.Ну, а сама липа точится  легко, из нее клонируют бесконечную череду матрешек.Однако пересушенная липа точится с трудом!
Лиственница.
Тяжелая, плотная древесина.По текстуре схожа с сосной, но очень подвержена растрескиванию, лучше не связываться.
Кипарис.
Очень похож по характеристикам на тую.Мягкая, легкая древесина, бело-розового цвета, с желтоватым оттенком.Точится удовлетворительно, шлифовать нужно тщательно.
Клен ясенелистный (американский).
Древесина невыразительная, точится и шлифуется удовлетворительно.
  Есть, конечно, много другой древесины, но я упомянул только то, что точил сам лично.По мере увеличения списка, буду добавлять информацию.
 Общее заключение.Мое мнение - нужно стремиться точить все, только тогда придет понимание, что годится для точения, а что не очень.И не нужно слушать никаких гуру, в том числе и меня.


Комментариев нет :

Отправить комментарий