expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2016-12-20

Резные маски

Резная деревянная маска

 Одно время модно было иметь в квартире одну-две резные маски. Чаще всего это были маски каких-нибудь африканских идолов. Мода прошла, но резчики по дереву в своем творчестве по-прежнему любят обращаться к этой теме резных масок. Уверен, нет такого мастера, который не вырезал хотя-бы одной маски. Ну, а молодые резчики часто с этого и начинают свое творчество.
  Почему тема резных масок так популярна? Может здесь сказывается генетическая память, сохранившаяся в нас с древних времен? А может быть это неосознанная потребность в создании себе подобных, или преломление внутренних интересов? В любом случае, работа эта очень интересная и увлекательная. Не обошла эта тема и меня. Есть у меня несколько резных масок, которые я и хочу сегодня показать. А в общем-то у меня есть целый список масок, которые я хотел-бы вырезать. Но сейчас я очень увлечен резьбой по сувелям и капам и не знаю, когда вернусь к резным маскам.
Резная маска №1 - "Князь Тишины".
Идею этой резной маски мне навеяла песня группы Наутилус Помпилиус "Князь Тишины". Я люблю эту группу, мне нравится их музыка, оригинальные музыкальные переходы, сама манера исполнения. А особенно импонирует то, что тексты песен несут смысловую нагрузку, что редкость в наши дни.
 Помню, в советские еще времена, мне попалась в руки книжка под названием "Тигр в гитаре". Автор критиковал зарубежную эстраду : мол, "Битлз" - это отстой, они нот не знают, а Элвис Пресли вообще бездарность, ему только грузовики водить (?!). Кстати, раз уж вспомнил о Пресли. А знаете ли вы такие занятные подробности о нем? Например, у него был пиджак, сшитый из золотых нитей стоимостью в 20000$, а предприимчивые поклонники продавали пыль с подмостков, где он выступал, по 20 баксов за пакетик. Ну да ладно, вернемся к нашим овечкам. Короче, все у них за бугром плохо, а тексты песен так совсем кошмар : "на-на", "е-е", "ту-ту". Я не музыкальный критик по счастью, но слушая, вернее пытаясь слушать многих наших "звезд", так действительно уши вянут.
  Я и представил себе такого "добрейшего" князя, который идет следом за вами и не видит вас, в десять сажен высотой, а лицо у него теряется в тумане. Вот таким он мне видится:
Резная маска "Князь Тишины"
"Князь" вырезан из липы - материала очень хорошего для резьбы по дереву. Режется липа легко, срез получается гладким и блестящим. Шлифуется отлично. Работать с липой - одно удовольствие, как и слушать "Наутилус".
Резная маска №2 - Панночка-ведьма".
 Эту маску я вырезал 20 марта, в день рождения Н.В.Гоголя. И в этот же день было солнечное затмение! А Николай Васильевич любил все мистическое. Мистика и солнечное затмение, не простое совпадение, а?
  Мне нравятся произведения Гоголя, особенно "Вий", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба" и др. Я решил ко дню рождения великого писателя вырезать что-нибудь из дерева. Остановился на персонаже повести "Вий" - дочке сотника, панночке-ведьме.
 Сам не знаю, почему. Может быть потому, что в свое время фильм произвел на меня сильное впечатление. А скорее всего потому, что запомнилась панночка, которую блестяще сыграла актриса Наталья Варлей. Не чудовище-ведьма, а красавица-ведьма, разве такую забудешь? Помните кадр из фильма, когда Хома (Леонид Куравлев) смотрит на ведьму, лежащую в гробу, а у той кровавая слеза скатилась. Я написал четверостишие-комментарий к своей работе :
Взглянул - и обмер, перед ним
В гробу красавица лежала.
Лицо казалося живым
И на щеке слеза дрожала.

А вот и резная маска "Панночка-ведьма" :
Резная маска "Панночка-ведьма"
В качестве материала для этой резной маски использовал заготовку из ольхи. Очень люблю работать с этой древесиной! Ольховая заготовка хорошей выдержки (жаль, что не вино) с глубоким разрывом, высота 40 см, диаметр 16 см. Разрыв заделал клином. Придал электрорубанком заготовке вид бруска с закругленными краями. Провел осевую, нарисовал контур лица. Пилой, топором, электрорубанком сделал овал лица. (Как вырезать лицо - смотрите здесь). На виде сбоку начертил линии носа, губ, подбородка, лба, волос. Сделал поперечные пропилы по этим линиям. Топориком, стамеской убрал лишнее, т.е. задал взаимное превышение всех элементов лица. Беру широкую полукруглую стамеску, ширина лезвия 2,5 см, правлю ее на куске кожи и начинаю работать. Стружка летит, срез перламутровый, работать острой стамеской одно удовольствие. Эта заготовка из ольхи тверже, чем липа. Отлично режется поперек, не крошится, тонкие элементы не скалываются. Постепенно срезая древесину, в первую очередь проявляю линию волос, затем очередь лба и затем нос. Чтобы заготовка не скользила и было удобно работать обеими руками, фиксирую ее державками. После работы широкой стамеской беру полукруглую стамеску поуже, с шириной лезвия 1,5 см и продолжаю выбирать древесину. Очередность работы на этом этапе : переносица, разрез глаз, губы, подбородок. Здесь спешить нельзя, порезки нужно делать не глубокие и постоянно контролировать общий вид. Затем перехожу к плоской стамеске с шириной лезвия 1 см и сглаживаю порезки, прочерчиваю линию губ и т.д. Два дня у меня ушло на саму резьбу, один день на шлифование и один на изготовление рамки и лакировку.
  Итого, на изготовление резной маски "Панночка-ведьма" у меня ушло четыре рабочих дня, 0,5 литра лака НЦ-218, 0,3 литра растворителя В-646 и я пользовался всего лишь пятью стамесками.
Резная маска №3 - "Муж и Жена - одна сатана".
Это даже и не резная маска, а целая композиция. У меня было две ольховые заготовки. Узкие, чтобы что-то цельное из них сделать. Я подумал, почему бы из одной не вырезать половинку женского лица, а из другой - половинку мужского. И склеить их. Мол, две половинки одного целого. Сделал. Что-то мне не понравилось. Чтоб оживить композицию, приделал рожки. Теперь это "Муж и Жена-одна сатана". На сатанинское происхождение намекает зрачок Его. Рамка символизирует то, что они зажаты в рамках и не могут что-то сделать, вырваться из них. Она - симпатичная, но себе на уме. Он нахмурен и весь "в себе".
Резная маска "Муж и Жена - одна сатана"

Чувствуется между ними отчужденность и холодок. Почему? Сейчас узнаем. Сидят они в своей Преисподней и мысленно ведут такой, почти человеческий, в подражание Есенину, диалог.
Голубая ваза,
Синих стен туман...
Он в глазах любимой
Прочитал обман.

Милая сказала:
"Скучно на душе.
Мы с тобою вместе
Месяц, два уже?"

Он ответил милой:
"Нынче с темноты
Кто-то осыпает
Желтые цветы.

Не пойду я в гости,
Не пойду в театр.
Я с тобою вместе
Быть безумно рад".

Милая вздохнула:
"Постели постель.
Что-то мне сегодня
Что-то делать лень".

Он ответил милой:
"Почему же лень?
Может у тебя
Целый день мигрень?

Что сидеть без толку,
Что же нам терпеть,
Может втихомолку
Вместе умереть?"

Милая сказала:
"Нет, я не хочу
И такие страсти
Мне не по плечу",

Так сидели вместе,
Каждый что-то ждал.
А в любимом кресле
Кот лениво спал.

Так не только у чертей, но и у людей бывает. Грустно.
  Об особенностях работы с ольхой. Ольха, даже хорошо высушенная, при обработке склонна к мелкому растрескиванию. Так и с этой заготовкой : снял верхний слой древесины и появились тонкие трещинки. Пришлось шпаклевать ольховыми опилками на клее ПВА. Шлифуется ольха отлично. При покрытии лаком обязательно нужно провести шлифовку мелкой шкуркой после первого слоя, чтобы убрать неровности. Вот такие резные деревянные маски.

Комментариев нет :

Отправить комментарий