expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2015-03-24

Объемная резьба. Резьба лица

Резьба лица
  Так уж повелось, что в моих работах по дереву около 50% - это объемная резьба : декоративные маски, лица людей или фантастических персонажей. К слову, вы можете посмотреть их здесь. Может быть вам что-то и понравится.
   Так вот, накопился определенный опыт объемной резьбы по дереву и я хочу им поделиться с начинающими. Никакой теории, только практика.
 Во-первых, нужно хорошо себе представить, как будет или должна выглядеть будущая работа. Нарисовать вид спереди, сбоку, "покрутить" как следует образ в своем воображении, привыкнуть к нему. Деревянные чурки, то бишь заготовки у меня таких диаметров, что правильный прямоугольный брусок не сделать. В целях максимального использования объема материала я только немного снимаю древесину, чтобы придать цилиндрической заготовке подобие бруска. Эскиз работы прикалываю над верстаком, чтобы он все время был перед глазами. Наношу эскиз на заготовку. Первое, что делаю, опиливаю заготовку по контуру, т.е. делаю овал лица с припуском. Чтобы ускорить и облегчить работу, использую на этом этапе ножовку, топорик, электрорубанок. Самое сложное - это рельефная предварительная выборка материала, т.е. на виде сбоку правильно задать взаимное превышение частей лица - носа, подбородка, губ, лба, волос. Я делаю это так. На виде сбоку прикидываю профиль носа, губ, подбородка, лба, волос. Делаю поперечные пропилы пилой по намеченным линиям и скалываю, убираю лишнюю древесину. В грубом виде у нас есть овал лица и профиль. Теперь я беру полукруглую стамеску и выбираю материал - формирую в первую очередь нос ( как не вспомнить повесть Н.В.Гоголя "Нос"!). Ведь нос является наиболее выступающей частью лица и именно к носу я привязываю остальные элементы. Как только задал нужное превышение носа, перехожу к линии волос, подбородка, губ. На этом этапе объемной резьбы срезается много древесины, но контролировать глубину порезок необходимо. Бывает, увлекусь, выберу лишнее, а потом приходится шпаклевать, наращивать объем. Линии глаз и ушей при выполнении объемной резьбы намечаются в последнюю очередь.
  Если внимательно присмотреться к лицу человека, то становится видно, что оно, лицо наше, не симметрично. Отличается разрез глаз, сами глаза, линия носа может отклоняться от линии симметрии лица и т.д. Я называю это асимметричной симметрией. Ведь красоту лица создают не симметрично поставленные глаза, а их выражение, вся гармония лица.
  Так вот, при вырезании лица резчик может невольно допустить ошибку, сделать лицо не симметричным. Как это происходит? Часто резчик по дереву вырезает одну сторону лица (сам часто так стремлюсь делать), а затем переходит к другой. Это ошибка. Точной копии не создать, вот уже и пошла асимметрия. Порезки нужно делать равномерно по всей поверхности. Далее. Чтобы контролировать свою работу, есть такие приемы. Смотреть на изделие в зеркало. Сразу видны будут все неточности и несимметричность. Если зеркала нет, заготовку переворачиваем от себя на 180 градусов и смотрим - так же будут видны все ошибки. Этими приемами нужно пользоваться постоянно в объемной резьбе, особенно при вырезании лица. Если есть ошибки, устраняем их. А для этого постоянно должен быть запас материала.
Объемная резьба
У каждого мастера по дереву есть свой, так сказать, почерк. Все равно, как у радиста. Я, например, когда прорезаю глаза, в уголке глаза, у носа, у меня все время получается ямка. В этом месте не удобно работать стамесками, а шлифовать - так одно мучение. Куда проще делать по-другому : линию носа сводить на щеку плавно, без углублений. И резать проще и шлифовать легче.
  Губы. У меня часто получалось, что губы, верхняя губа, сильно выступает над фоном лица. Доступ, опять же, к месту между носом и губой сильно затруднялся. И резать плохо и шлифовать плохо. А если внимательно присмотреться, то верхняя губа плавно, без углублений идет от среза носа. Если так и вырезать эту часть лица, то и трудностей никаких. Казалось бы, все это простые вещи, мелочи. Так ведь целое и состоит из мелочей. А целое - это уже не мелочь!
Вывод : нужно приглядываться к лицам, изучать их строение, тренироваться рисовать отдельные детали. Это здорово поможет в работе при выполнении объемной резьбы в общем, а резьбы лица в частности.

Комментариев нет :

Отправить комментарий