expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2016-03-23

Работа с капами

Ваза из березового капа

Предлагаю вашему бриллиантовому вниманию интересную, на мой взгляд, тему о работе с капами. Некоторые мастера по дереву, не говоря уже о людях, далеких от занятий резьбой, путают кап и сувель. Чаще всего капом называют сувель (свиль). Чтобы расставить точки над "i", обратимся к Википедии.
Всезнающая Википедия дает такое определение : "Кап - нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого нароста, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек". Отсюда и характерное отличие капа от сувеля. Сувель - это нарост с более-менее гладкой поверхностью. Кап же отличается множеством острых бугорков, шипов - это и есть спящие почки. Часто из капа растет тонкий пучок веток. Отсюда другое название капа - "ведьмин веник". Капы растут на стволе, в нижней, комлевой части дерева, реже - на ветках. Комлевой кап называют еще капокорень. На фотографиях показаны различные березовые капы в коре и без, а для сравнения показаны и сувели.
Большой кап, несколько капов на стволе, сросшиеся капы, капы без коры.

А это сувели. У сувелей поверхность более гладкая и они гораздо крупнее.

И еще : кап и сувель существительные мужского рода. А то как их только не называют!
Специальная литература утверждает, что капы растут на всех деревьях. Так оно, наверное, и есть. В районе, где я живу, произрастают ель, сосна, береза, липа, осина, дуб, вяз, рябина, черемуха, лещина, клен остролистный и клен ясенелистный (американский), ольха обыкновенная, ясень, ива козья...Большинство капов я находил на березе и совсем немного на липе, иве, рябине, ольхе, дубе и сосне! Огромное количество капов можно увидеть на американских кленах, растущих в Москве. Стволы городских кленов буквально усыпаны капами. А вот на лесных кленах я капов не видел. Кстати, сосновый и липовый капы по рисунку своей древесины и по внешнему виду сильно отличаются от березового. Не зная этого, можно пройти мимо ценной находки. Как выглядит сосновый кап, можно посмотреть здесь. А об особенностях липового капа читайте на этой странице. Чаще всего капы растут по несколько штук на стволе. Иногда срастаются по 2-3 в один конгломерат. Чаще встречаются на березах, растущих в местах без густого подлеска и в местах, подтопляемых водой. Самые крупные капы мне попадались комлевые, до 40 см в поперечнике. Сейчас у меня на примете круговой комлевой кап, он в поперечнике будет и поболее 40 см. Самый большой стволовой кап, что я спилил, был около 30 см в поперечнике.
  Чем же так "знамениты" капы, что о них много пишут и они так ценятся у резчиков по дереву? Конечно же, свой древесиной. У капа очень своеобразная и красивая текстура. Об этом можно судить по изображениям :
Ваза из березового капа. Иголки - это и есть спящие древесные почки.

Если срезать кап поперек роста почек, получим оригинальный рисунок из кружочков с точечками внутри, так называемые "павлиньи глазки". Если срезать кап вдоль роста почек, получим красивый рисунок, похожий на морозный узор на стекле. На срезе под углом будут видны вытянутые глазки. Чем больше угол среза, тем более вытянутыми будут глазки.
На фото слева рисунок, характерный для торцевого среза капа. На фото справа показан рисунок древесины при продольном срезе.
Можно усилить контрастность, выразительность рисунка методом пропаривания капа в опилках или тонирования парами аммиака. Я часто варю капы в соленой воде с добавлением опилок и коры различных деревьев. Чем дольше варишь, тем глубже окрашивается древесина и тем она становится более насыщенного цвета. Вот ваза из березового капа. Я варил заготовку с добавлением коры ивы, рябины и молодого дуба. Варил несколько суток. Древесина получилась глубокого, насыщенного вишневого цвета.
Ваза из большого березового капа, сваренного с корой различных деревьев.

А вот небольшая вазочка из березового капа, тонированного нашатырным спиртом. Береза росла на болоте. У таких деревьев капы бывают зеленоватого цвета.
Вазочка из капа березы, растущей на болоте. Тонировка нашатырем.

Кап растет медленнее самого дерева, поэтому древесина капа плотнее и тверже, чем у ствола. Считается, что кап тверже, чем сувель. Готов это оспорить. Обрабатывается кап легче, чем сувель. Если у сувеля много изогнутых и закрученных годичных линий, то его древесина будет потверже каповой. И еще : древесина капа более-менее однородна по плотности, чего не скажешь о древесине свили. Рисунок древесины у всех капов примерно одинаков. У каждого сувеля рисунок другой.
  Как используют капы резчики по дереву в своей работе? Чего только не делают из капов : вазы, чаши, кубки, братины, светильники, подсвечники, шкатулки, бижутерию, различный декор и т.д. и т.п. Очень часто специально обработанные пластины капа используют для инкрустации и для отделки различных шкатулок. Такие вещи очень красивы и пользуются неизменным спросом. Теперь мы имеем представление о том, что такое кап.
  Какие же особенности есть в работе с капом? Я бы выделил такие : шлифовка, раскрытие текстуры, окраска (тонировка). Еще раз подчеркну - у капа особенный рисунок древесины и, на мой взгляд, главное в работе с капом, выгодно показать эту красоту. Для этого перед началом работы нужно определиться, как пилить кап : поперек роста почек, вдоль или под углом. При разных распилах, как было показано выше, будет разная картинка. Это первая особенность в работе с капом. Вторая. Чтобы всю эту красоту проявить, древесина должна быть идеально отшлифована и отполирована. Когда я еще только-только начинал заниматься резьбой, мне в сибирской тайге попался большой ольховый кап. Привлекла форма и я вырезал из него вазу. А об особенностях текстуры капа я понятия не имел, ваза была недошлифована и текстура была не раскрыта, т.е. вся красота была замурована. Вот эта ваза :
Ваза из капа недошлифована и текстура не видна

Третье. Было подмечено, что текстура на светлых капах лучше проявляется, если ее немного затемнить. Сделать это можно различными способами. Небольшие капы или пластины капа можно пропаривать во влажных опилках. Получается очень красивый цвет древесины. Дубовые опилка окрашивают в красивый коричневый цвет, хвойные опилки окрашивают в охристый цвет, а березовые - в коричневато-розовый. Можно протравить кап железным купоросом. Цвет получится зеленый. Но иногда он получается грязно-зеленым, поэтому нужно проверять на тестовых кусочках. Морилкой окрашивать кап я пробовал только на опытных образцах. Результат нормальный, но немного затеняется текстура и блеск древесины. Можно получить очень оригинальный результат, если наложить несколько слоев морилок разного цвета.
  При создании из капов каких-то художественных изделий резчики по дереву часто украшают резьбу узором, рисунком. Здесь так же есть особенность. Если резать мелкий узор, он затеряется в сложном рисунке древесины и попросту не будет виден.
Вывод : рисунок должен быть или довольно крупным, или рельефным, или выделенным тонировкой.
  Некоторые мастера из капа (это в полной мере относится и к сувелю) вырезают маски, скульптурные композиции и т.п. Такие работы редко, но можно увидеть в рунете. Что здесь можно сказать? Несомненно, такие вещи выглядят оригинально, но несколько аляповато. Чтобы убрать отвлекающий рисунок древесины, наглухо тонируют текстуру тушью или темной морилкой. Я считаю, это все равно, что высечь из красивого мрамора скульптуру и покрасить ее масляной краской. Но вернемся к нашим капам.
  О лакировке капа. Темные капы лучше лакировать полуматовым лаком, а светлые капы - глянцевым лаком. Разумеется, все эти мои наблюдения никак не претендуют на истину в последней инстанции. Это только мое личное мнение и я его никому не навязываю.
  Еще немного о текстуре капа. Кап может быть весь заполнен спящими почками. Это самый лучший вариант, т.к. "павлиньи глазки" будут распределены по всему капу. Есть капы, где почки группируются отдельными островками, кучками. В этом месте капа будет рисунок из "глазков", остальное пространство капа будет, как у сувеля - прожилки, сияние. Это тоже можно обыграть в работе с капом. Сочетая участки с шипами и с гладкой частью капа, можно получить дополнительный декоративный эффект.
И в заключение несколько работ из капов различных деревьев. Все эти работы можно посмотреть в этом видеоролике.
Большая ваза из березового капа, покрыта яхтным лаком. Натуральный цвет древесины.

Ваза из осинового капа. Осиновые капы встречаются реже березовых, но встречаются. И бывают весьма больших размеров. Текстура у них очень своеобразная и красивая. Отделка шеллаком и акриловым лаком.

Ваза из капа американского клена. Текстура кленового капа не такая яркая, как березового, но красивая и оригинальная.

А эта ваза выточена из довольного редко встречающегося капа - ивового.
 Это ива остролистная. Отделка маслом по дереву.
А это вообще редчайший кап - дубовый. Много я пилил разных капов, а дубовый единственный раз.

Что я скажу в заключение. Искать капы - это занятие, сродни азарту рыбака или охотника. А создать из капа красивую вещь - это большое удовлетворение. Древесина капа одна из самых красивых и ценных. Я рад, что открыл этот дар природы для себя и тем, что имею возможность работать с древесиной капов.

2 комментария :