2016-03-23

Работа с капами

Вазы из березового капа

             Здравствуйте, уважаемый читатель моего блога!
Предлагаю вашему бриллиантовому вниманию интересную, на мой взгляд, тему о капах.Некоторые мастера по дереву, не говоря уже о людях, далеких от занятий резьбой, путают кап и сувель.Я и сам недавно был таким путаником.Чаще всего капом называют сувель (свиль). Чтобы расставить точки над "i", обратимся к Википедии.
Всезнающая Википедия дает такое определение : "Кап - нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины.Обычно встречается в виде округлого нароста, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек". Отсюда и характерное отличие капа от сувели.Сувель - это нарост с более менее гладкой поверхностью.Кап же отличается множеством острых бугорков, шипов - это и есть спящие почки.Часто из капа растет тонкий пучок веток.Отсюда другое название капа - "ведьмин веник". Капы растут на стволе, в нижней, комлевой части дерева, реже - на ветках.Комлевой кап называют еще капокорень.На фотографиях показаны различные березовые капы в коре и без, а для сравнения показаны и сувели.
Фотографии березовых капов : большой кап, несколько капов на стволе, сросшиеся капы, капы без коры.

Фотографии березовых сувелей.У сувелей поверхность более гладкая и они гораздо крупнее.
И еще : кап и сувель существительные мужского рода.А то как их только не называют!
   Специальная литература утверждает, что капы растут на всех деревьях.Так оно, наверное, и есть.В районе, где я сейчас живу, произрастают ель, сосна, береза, липа, осина, дуб, вяз, рябина, черемуха, лещина, клен остролистный и клен ясенелистный, ольха обыкновенная, ясень, ива козья...Но капы я находил только на березе и по одному капу на липе, иве и сосне!Совсем недавно нашел большой ольховый кап, примерно 35 см в поперечнике.Кстати, сосновый и липовый капы по рисунку своей древесины очень отличаются от березового.Не зная этого, можно пройти мимо ценной находки.Как выглядит сосновый кап, можно посмотреть здесь.Чаще всего капы растут по несколько штук на стволе.Иногда срастаются по 2-3 в один конгломерат.Чаще встречаются на березах, растущих в местах без густого подлеска и в местах, подтопляемых водой.Самые крупные капы мне попадались комлевые, до 40 см в поперечнике.Самый большой стволовой кап, что я спилил, был около 20 см в поперечнике.
   Чем же так "знамениты" капы, что о них много пишут и они так ценятся у резчиков по дереву? Конечно же, свой древесиной.У капа очень своеобразная и красивая текстура.Об этом можно судить по фотографиям :
Вазы из капа березы

Если срезать кап поперек роста почек, получим оригинальный рисунок из кружочков с точечками внутри, так называемые "павлиньи глазки". Если срезать кап вдоль роста почек, получим красивый рисунок, похожий на морозный узор на стекле.На срезе под углом будут видны вытянутые глазки.Чем больше угол среза, тем более вытянутыми будут глазки.
На фото слева рисунок, характерный для торцевого среза капа.На фото справа показан рисунок древесины при продольном срезе.
Можно усилить контраст, выразительность рисунка методом пропаривания капа в опилках или тонирования парами аммиака.
   Кап растет медленнее самого дерева, поэтому древесина капа плотнее и тверже, чем у ствола.Считается, что кап тверже, чем сувель.Готов это оспорить.Если у сувеля много изогнутых и закрученных годичных линий, то его древесина будет потверже каповой.И еще : древесина капа более-менее однородна по плотности, чего не скажешь о древесине свили.Рисунок древесины у всех капов примерно одинаков.У каждого сувеля рисунок другой.
   Как используют капы резчики по дереву в своей работе?Чего только не делают из капов : вазы, чаши, кубки, братины, светильники, подсвечники, шкатулки, бижутерию, различный декор и т.д. и т.п.Очень часто специально обработанные пластины капа  используют для инкрустации и для отделки различных шкатулок.Такие вещи очень красивы и пользуются неизменным спросом.Теперь мы имеем представление о том, что такое кап.
   Какие же особенности есть в работе с капом?Я бы выделил такие : шлифовка, раскрытие текстуры, окраска (тонировка). Еще раз подчеркну - у капа особенный рисунок древесины и, на мой взгляд, главное в работе с капом, выгодно показать эту красоту.Для этого перед началом работы нужно определиться, как пилить кап : поперек роста почек, вдоль или под углом.При разных распилах, как было показано выше, будет разная картинка.Это первая особенность в работе с капом.Вторая.Чтобы всю эту красоту проявить, древесина должна быть идеально отшлифована и отполирована.Лучший результат дает сочетание шлифования вручную и при помощи бормашины насадками-грибками (читайте здесь). Когда я еще только-только начинал заниматься резьбой, мне в сибирской тайге попался большой ольховый кап.Привлекла форма и я вырезал из него вазу.А об особенностях текстуры капа я понятия не имел, ваза была недошлифована и текстура была не раскрыта, т.е. вся красота была замурована.Вот эта ваза :
Ваза из капа недошлифована и текстура не видна

Третье.Было подмечено, что текстура на светлых капах лучше проявляется, если ее немного затемнить.Можно кап выдержать в парах аммиака (нашатырный спирт).В зависимости от времени выдержки, тон древесины меняется от светло-коричневого до почти черного.Чтобы изменить цвет капа, его можно варить с хвойными опилками, с березовой корой, луковой шелухой и т.д. При этом тон окраски зависит от длительности варки и меняется от золотисто-охрового до темно-коричневого.Причем "глазки" темнеют, т.е. окрашиваются сильнее, чем остальная древесина.Небольшие капы или пластины капа можно пропаривать во влажных опилках.Получается очень красивый цвет древесины.Дубовые опилка окрашивают в красивый коричневый цвет, хвойные опилки окрашивают в охристый цвет, а березовые - в коричневато-розовый.Морилкой окрашивать кап я пробовал только на опытных образцах.Результат нормальный, но немного затеняется текстура и блеск древесины.Можно получить очень оригинальный результаты, если наложить несколько слоев морилок разного цвета.
   При создании из капов каких-то художественных изделий резчики по дереву часто украшают резьбу узором, рисунком.Здесь так же есть особенность.Если резать мелкий узор, он затеряется в сложном рисунке древесины и попросту не будет виден.Вот пример такой "потери" :
На контрастном фоне резные листья почти не видны
Фон, как видно, контрастный и на нем листья почти не видны.
Вывод : рисунок должен быть или довольно крупным, или рельефным, или выделенным тонировкой.
   Некоторые мастера из капа (это в полной мере относится и к сувели) вырезают маски, скульптурные композиции и т.п.Такие работы редко, но можно увидеть в рунете.Что здесь можно сказать?Несомненно, такие вещи выглядят оригинально, но несколько аляповато.Чтобы убрать отвлекающий рисунок древесины,  наглухо тонируют текстуру тушью или темной морилкой.Я считаю, это все равно, что высечь из красивого мрамора красивую скульптуру и покрасить ее масляной краской.Но вернемся к нашим капам.
   О лакировке капа.Темные капы лучше лакировать полуматовым лаком, а светлые капы - глянцевым лаком.Разумеется, все эти мои наблюдения никак не претендуют на истину в последней инстанции.Это только мое личное мнение и я его никому не навязываю.
   Еще немного о текстуре капа.Кап может быть весь заполнен спящими почками.Это самый лучший вариант, т.к."павлиньи глазки" будут распределены по всему капу.Есть капы, где почки группируются отдельными островками, кучками.В этом месте капа будет рисунок из "глазков", остальное пространство капа будет, как у сувеля - прожилки, сияние.Это тоже можно обыграть в работе с капом.Сочетая выступающие участки "глазок" с гладкой частью капа, можно получить дополнительный декоративный эффект.
И в заключение несколько работ из березового капа с краткими комментариями.Все эти работы можно посмотреть в этом видеоролике.
1.Вазочка из капа березы "Колибри". Естественный цвет древесины.Отделка полуматовым лаком.
Вазочка из капа березы "Колибри"

Видны кружочки с точками внутри - "павлиньи глазки"
2.Вазочка из капа "Звездная Туманность". Древесина немного затемнена методом окраски парами нашатыря.Для этого ваза   выдерживалась в герметичной емкости с нашатырем около 4,5 часов.Самая красивая текстура пришлась на обратную сторону вазы.Так всегда - красивое прячется от глаз.Отделка - глянцевый лак.
Резная ваза из березового капа


Ваза из березового капа "Звездная Туманность"
Обратная сторона вазы из капа
3.Ваза из капа на подставке "Янтарное Утро". Подставка из сувели черемухи.Отделка - глянцевый алкидный лак.Естественный цвет древесины.
Ваза из капа березы

Ваза из капа березы "Янтарное Утро"

Вид вазы сбоку
4.Ваза из капа "Персиковый Цвет". Мне этот цвет древесины нравится больше      всего.Заготовка варилась с березовой корой 5 часов.Отделка - глянцевый лак.
Вазочка из березового капа "Персиковый Цвет">

Резная ваза из капа березы.Тонирована методом варки с березовой корой

А эта вазочка-плошка вырезана из липового капа - явления довольно редкого.
На этом все.Я вас изрядно утомил, пора и отдохнуть.А я от своих любимых капов возвращаюсь к не менее любимым сувелям.Начну работать над большой резной вазой из большого стволового сувеля.
          До встречи!

Комментариев нет :

Отправить комментарий