expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2015-02-27

Токарные работы по дереву

Самодельный токарный станок по дереву

Давным-давно у нас в школе на уроках труда были токарные работы по дереву. Учеников в классе было много и каждому выпадало счастье поработать на станке всего лишь минут 5-7. Как каждый из нас ждал своей очереди! Прошло много лет, а те мальчишеские впечатления остались в памяти. И когда я начал заниматься резьбой по дереву серьезно, то первое, что сделал - это токарный станок по дереву. В то время такой инструмент в магазинах просто-напросто не продавался. Конструкция, как видно из фотографии, самая простая.Но, тем не менее и на таком станке удавалось точить вполне симпатичные вещи. Например, такие.
Подсвечники, кубок и вазочка, выточенные на токарном станке

Сейчас у меня три токарных станка. Один, массивный и мощный, самодельный - для обтачивания массивных заготовок. Другие два покупные, хорошие станки известных фирм. Я много занимаюсь токарными работами по дереву и сегодня хочу поговорить об этом. В одном пособии по токарному делу я прочел примерно следующее : "Нужно стремиться избегать точения древесины с сучками, трещинами, перекрученными волокнами..." Что же, с точки зрения техники безопасности все правильно. Но если вы хотите работать с красивой древесиной и точить из нее оригинальные и красивые вещи (примеры можно посмотреть на этой странице), эти рекомендации лучше забыть. Что, к примеру, может дать продольное точение липы или той же березы? Безликую унылую поверхность, которую можно разве что раскрасить красками. А вот чтобы получить токарное изделие не такое, как у всех, нужно точить поперечно и работать с "не такой" древесиной. Именно древесина с пороками, такими, как гниловатость, перекрученность волокон, вздутость, развилка, кора, лишайник, прорость (кора, вросшая в ствол) может подарить мастеру красивый вариант изделия. Сюда еще можно добавить сувели, капы, толстые корни, комель, древесину с яркой (чаще всего подгнившей) сердцевиной. Весь этот материал для токарных работ по дереву можно найти в наших лесах. Во всяком случае, даже скудные на красивую древесину подмосковные леса богаты таким материалом. Здесь много валежника, гниловатой древесины (особенности точения подгнившей древесины смотрите на этой странице), есть из чего выбрать. Чаще всего такая древесина влажная или сырая. Что-то точу прямо в сыром виде ( о точении сырой древесины см. здесь), затем сушу, иногда дополнительно протачиваю заготовку, чтобы убрать коробление, затем уже шлифую. Что-то оставляю на просушку в естественных условиях или на ускоренную просушку, а затем уже точу. А что-то приходится и выбрасывать. Часть древесины оставляю в лесу в укромных местах на "дозревание". Переношу на эти заготовки плесень и споры грибов с других упавших и гниющих стволов и присыпаю листьями. За год-два эти заготовки дозревают в естественных условиях. Некоторые мастера устраивают специальные гноильники (компостеры) для получения подгнившей древесины. Я этого не делаю, за меня это делает лес и природа. Стараюсь точить все, что можно вставить в токарный станок. Часто за совсем невзрачной заготовкой кроется красивое дерево, интересные сюрпризы. Точение такой древесины имеет свои особенности, но об этом в следующий раз. Очень привлекательна для точения древесина фруктовых деревьев. Во-первых, фруктовая древесина отлично точится и шлифуется, а во-вторых, отличается красивой текстурой. Подчеркиваю, что речь идет о поперечном точении. Больше всего мне нравится точить сливу и яблоню. Древесина сливы и яблони очень подвержена растрескиванию, но при грамотной сушке эту проблему можно минимизировать. Беда в том, что тяжело найти фруктовое дерево нужной толщины ствола. В поисках заброшенных и засохших садов не раз приходилось ездить за 100 и более километров от места проживания. Позволю себе по этому поводу маленькое лирическое отступление. В молодости я жил в Крыму и часто ездил отдыхать на Тархан-Кут. Рядом с этим местом было много фруктовых садов и их периодически выкорчевывали с целью обновления. Выкорчеванные деревья сбрасывали в овраги, ведущие к морю. Мы их использовали как топливо для костра. Эх, сейчас бы мне эти деревья! А теперь я покажу несколько чаш и ваз, выточенных из ослабленной древесины поперечным методом. Перед вами несколько моих ваз, которые я объединяю в один цикл под названием "Пески Времени". Это вазы или чаши, которые выглядят, как старые, тронутые временем вещи. У них есть трещины, дыры, остатки коры, следы жуков-древоточцев...Не знаю почему, но я тяготею к таким изделиям, они мне нравятся, они мне романтичны. В них есть интрига недосказанности, полунамек, полупризнание. Представьте на одно мгновение, что этой вазе много-много лет, что когда-то, очень давно, ее брали в руки люди тех времен и она хранит тепло их прикосновений...
Ваза из сильно подгнившего березового капа

Ваза из березового сувеля

Ваза с корой. Березовый сувель.

Чаша из осины с подгнившей сердцевиной. Именно за счет подгнившей сердцевины невзрачная древесина осины превратилась в красивую и оригинальную.

 Чаша из очень старой сливы с трухлявой сердцевиной. При точении заготовка трижды разлеталась на части. Пришлось склеивать и точить дальше.  

 Чаша из древесины алычи - разновидности сливы. Ножка выточена из березового капа.

  Ваза из подгнившей березы (шпальт). Необычная расцветка древесины березы объясняется жизнедеятельностью деревоокрашивающих грибов, которые и поселяются именно в гниющей древесине.

 Чаша из древесины дуба с корой по краю и по центру.

Чаша из садовой яблони. Очень красивая, медового цвета древесина.

 Чаша из березового сувеля с корой и неровным краем. Местами кора вывалилась, при точении эти места пришлось укреплять клеем. 

Чаша из подгнившего сувеля березы с корой по краю.

Чаша из березового сувеля с проростью. При точении прорость преобразовалась в сквозное отверстие, что придает изделию определенный шарм.

Когда я говорю о токарных работах по дереву, то подразумеваю токарное искусство. По моему разумению это совсем разные вещи. Токарное искусство - это токарная работа по дереву, возведенная в высшую степень. Такое я бы дал определение. Выточить из дерева какую-нибудь фигуру вращения не сложно. Это ремесло. А выточить вещь, которая удивит и очень понравится, запомнится - это искусство. Так что не слушайте никаких гуру, а точите все! Желаю вам преуспеть на этом поприще.

1 комментарий :