 |
Березовый сувель
|
Я, как наверное и большинство мастеров, один во многих лицах.Заготавливаю материал для работы, сушу его, придумываю вид изделия (дизайн), воплощаю в жизнь задуманное, веду магазин в интернете, продаю и т.д. Больше всего я люблю первый пункт из этого перечня.
Мне нужно в год около 70-80 заготовок.На токарном станке я могу выточить в неделю, в среднем, три вазы.Если делать вазу вручную, то в среднем на это уходит неделя. Таким образом, в год я изготавливаю около 60 ваз, чаш или каких-то декоративных изделий.Запасать материала приходится много. Как я это делаю? Из всех заготовок на сувели и капы приходится около 80%. Процентов десять приходится на подгнившую древесину и остальные десять на различные сорта дерева.В местности, где я проживаю, в лесах довольно много сувелей и капов. Шпальт (подгнившая древесина) тоже есть. А вот с сортовой древесиной похуже. Можно использовать любые фруктовые сорта. В средней полосе это яблоня, слива. Из "диких" деревьев использую дуб, черемуху, рябину, иногда подгнившую ольху, иву козью и иву остролистную. Южанам хорошо. У них там есть и абрикос, и шелковица, и черешня, и орех и много чего еще.
Основной источник заготовок, конечно лес. В лес за заготовками хожу круглый год.Лучше всего осенью.Лес голый, хорошо просматривается, нарост виден издалека. Лес так устроен, что любая вещь, не вписывающаяся в плавные линии стволов, бросается в глаза. Поэтому сувели, капы не так уж сложно искать. Нужно время и терпение.Бывает, сразу находишь несколько наростов, а бывает, несколько часов прохожу по лесу, а ничего нет.Осенью еще хорошо запасать материал и потому, что сокодвижение в древесине замедляется и нарост не такой мокрый, как , например, весной. Если спилить заготовку весной, сок из нее буквально льет.Да и для дерева урон.Зимой, пока снег не глубокий, тоже хожу на поиски материала. Пилю сувели и капы бензопилой, которую ношу в рюкзаке за плечами.Иногда даже беру с собой лестницу, если сувель хорош, но растет высоко.За несколько лет у меня накопился определенный опыт, чутье.Больше всего наростов попадается в лесах возле оживленных автотрасс.И на опушках сувелей всегда больше, чем в чаще.Также сувели чаще попадаются в лесу с редким, небольшим подлеском. В лесах, где много молодняка, лещины, липы, густого подлеска искать практически бесполезно. И еще я заметил, что сувели растут, как и грибы, кучно. Нашел один, значит с большой вероятностью рядом будут еще наросты. Однажды на пространстве буквально в 30 - 35 метров диаметром я нашел восемь отличных сувелей!В смешанных лесах, где береза соседствует с сосной, сувелей нет или почти нет. Капы, особенно комлевые капы, часто попадаются в местах, где весной деревья заливает водой.Растут сувели и капы на всех деревьях, на лиственных и на хвойных.Лиственные гораздо богаче и красивее по текстуре.Бывают очень красивые сосновые капы. Но они настолько смолисты, что я перестал их брать. Очень много возни с выпариванием смолы!
 |
И такое бывает. Чего только природа не создаст!
|
 |
Огромный березовый сувель
|
 |
"Художественный" сувель
|
 |
Комлевой березовый сувель
|
Подводя итог по заготовкам, могу сказать, что дело это очень захватывающее. Это сродни азарту охотника или рыбака. Да и для здоровья полезно! Ходишь много, дышишь чистым воздухом.Но вот заготовки спилены и привезены в мастерскую.Теперь наступает второй этап - сушка.Я особо этим не заморачиваюсь.Дело в том, что сувель, кап не очень подвержены растрескиванию, в силу своего строения.Конечно нельзя их сушить на солнцепеке. Спиленные весной немного подсушиваю в проветриваемом и защищенном от солнца месте. Затем закрашиваю место спила масляной краской и наклеиваю на краску газету.Спиленные осенью и зимой просто сваливаю на первом этаже мастерской и они сохнут естественным путем.Если мне нужно, допустим, срочно поработать с сырой заготовкой, то я поступаю одним из способов. Можно проварить заготовку в соляном растворе и затем досушить в газетах. Это самый быстрый способ.Можно обработать сырую заготовку с припуском, досушить ее в газетах и пакете и затем доработать. А можно просто высушить в газетах и затем работать. Это самый длительный способ.Для сравнения : естественным образом сувель размером с баскетбольный мяч сохнет год, при варке такой сувель можно высушить за неделю, даже быстрее.Обработанная заготовка сохнет в газетах и пакете около 12-15 дней. Если сушить целую заготовку в газетах и пакете на это уйдет около 25 дней.Комбинируя разные методы, я постоянно имею запас сухих сувелей или капов.С обычной стволовой древесиной все немного проще. Во-первых, нужно знать свойства древесины, как тот или иной сорт ведет себя при сушке.А затем уже действовать,то ли закрашивать спиленные торцы, то ли просто оставить чурбак с припуском для сушки.Я заметил, что лучше всего сушить заготовки в подвале. Меньше всего растрескиваются.
Периодически я посещаю места, где городские службы сваливают древесину после санитарной или аварийной пилки. Там тоже можно разжиться хорошим материалом.На таких свалках я запасал тую, желтую акацию (гороховник), клен ясенелистный и проч. Ну ,а шпальта, подгнившей древесины, в наших лесах навалом! Самый доступный шпальт - подгнившая береза. Подгнившая береза раскрашивается микроорганизмами, которые в ней поселяются на стадии гниения, в самые причудливые рисунки и краски. Нужно только брать материал, чтобы он был еще более-менее крепкий, не сплошная труха.
На тему хранения и сушки писать можно очень много.Так как есть много вариантов. А на сушке я остановлюсь подробнее в следующий раз.
Спасибо за рассказ. Очень интересно и познавательно.
ОтветитьУдалить