2018-03-06

Резная ваза из сувеля березы

Резная ваза из сувеля березы
 
Какую погоду любите вы?Сейчас я тоже предпочитаю солнечную теплую погоду.А в юности мне нравилось, когда идет дождь.Я надевал плащ и отправлялся бродить по городу...
  Когда мне нужно спилить сувель, я выбираю плохую погоду : в непогоду меньше вероятность, что кто-то помешает.Вот и сегодня ветер, дождь, мерзко.
Но такой шанс упустить нельзя.
Вооружившись бензопилой, иду в лес.А вот и он, березовый сувель, притаился в развилке трех стволов.Сувель большой, закрученный и с наплывами.У таких, как правило, красивая древесина.
  Заготовка лежала в мастерской до поры до времени среди других.Периодически я переворачиваю сувели, осматриваю их, прикидываю, на что могут сгодиться.А пока остывает бормашина, чтобы не терять время, снимаю с них кору, чищу обдирочным диском, начинаю придавать заготовке задуманную форму.А этот сувель оказался последним в очереди, так как был корявым и громоздким, не мог придумать, как к нему подступиться.Форма сувеля таила в себе несколько вариантов (ох, уж эта проблема выбора!). Но хотелось придумать что-то пооригинальнее.И тут я достиг просветления : сделаю боковые части сувеля нависшими.А между ними выберу древесину и будет интерьерная ваза.Ваза в форме морского грота из кораллов.Такая ваза вполне украсит интерьер квартиры - ее можно поставить в прихожей, в кабинете, в спальне.Вот как она выглядит в готовом виде.
Резная ваза из березового сувеля "Коралловый Грот"
  Для лучшего представления набросал эскиз.Ранее я уже делал вазу, у которой были сквозные прорези (см.здесь). Когда зрительно хорошо представляешь задуманное, работа идет быстро.На начальном этапе пользовался самым разнообразным инструментом : болгаркой с обдирочным диском, электростамеской, бормашиной с обдирочными фрезами, стамесками.Раньше я даже не пытался работать по сувели стамесками вручную.А здесь убедился, что острые пологие стамески хорошо берут сувель вдоль волокон, даже вручную, без киянки.При помощи всего этого арсенала быстро придал заготовке нужную форму.
Декоративная ваза в процессе работы

  Теперь можно приступать к деталям.Правая нависшая деталь - это ветка коралла.Слева - колония кораллов.Спереди слева притаился лангуст, здесь для него был подходящий выступ древесины.А в центр грота поместим черную жемчужину и назовем вазу "Приют Черной Жемчужины". Декоративная ваза для интерьера вчерне вырезана, но шлифовать ее нельзя, древесина сыровата.Поэтому унес заготовку в теплое помещение и там досушивал.После сушки - шлифование.Ваза такой формы, что бормашиной не везде достанешь, пришлось шлифовать, в основном, вручную, по старинке.
  Текстура древесины, вопреки ожиданиям, оказалась бедноватой : монотонно-светлая древесина, чуть-чуть оживленная слабеньким перламутровым отливом.Нужно "оживить" изделие, иначе и под лаком, даже глянцевым, ваза будет смотреться уныло.И вот тут-то и началось самое интересное.Решил прибегнуть к помощи морилки (чего ранее никогда применительно к сувелям и капам не делал). Но красить не всю вазу, а частично.Так, думаю, резная ваза будет выглядеть выразительнее.Лангуста протравил раствором железного купороса, он придает березе серовато-зеленый цвет.Правый коралл подкрасил в светло-коричневый с оранжевым оттенком цвет.Левый коралл - в серо-коричневый.То, что получилось, мне совсем не понравилось.Все-таки не стоит работу раскрашивать в разные цвета!Вдобавок случайно зацепил мокрой губкой лангуста и испачкал древесину.Не знал, что протрава пачкается, размазывается!Пришлось хоть как-то исправлять все эти промашки : долго шлифовать запачканные места, полировать, снова шлифовать... И все-равно результатом остался не доволен, не нужно было экспериментировать с морилкой, протравой...Ну что же, учтем этот печальный опыт на будущее.А вот здесь нечистый, который все это время стоял у меня за спиной, окончательно помутил мой разум.И я решил проделать обратные действия - выровнять тон древесины, чтобы "раскраска" была не так заметна.Для этого поместил вазу в большую кастрюлю и налил туда нашатырный спирт.Пары аммиака должны окрасить древесину и выровнять общий фон.Да, фон выровнялся, но те места, которые подкрашивал и шлифовал, стали выглядеть грязно, с пятнами.Попутно проявился "побочный" эффект : лангуст окрасился сильнее остальной древесины и стал бурым.Значит, железный купорос под влиянием аммиака окрашивается в бурый цвет, причем довольно быстро.
  Теперь окончательная отделка - лакировка вазы.Давно хотел я попробовать в деле водный (акриловый) лак.Купил банку  матового акрилового лака с полиуретаном.Попробовал на тестовом кусочке древесины.Лак совершенно бесцветный, т.е. не подсвечивает древесину.Нужно наловчиться в его применении.Если лак густой, остаются видимые следы кисти.Если кисть жестковата или ворсинки толстые - тоже остаются следы.В результате экспериментов пришел к выводу : кисть должна быть мягкой и густой.Лучше всего подходит беличья.Консистенция лака должна быть как молоко, не гуще.Лак при высыхании дает твердую пленку, а по технологии перед последним слоем нужно прошлифовать предпоследний.Если изделие сложной формы - это дополнительная проблема!Второй вывод : водный лак лучше применять по простым поверхностям, которые относительно легко шлифовать (гладкие вазы, чаши и т.п.). Но у водного лака есть и огромные преимущества.Первое - таким лаком хорошо лакировать темную древесину, слегка подгнившую, не боясь, что цвет "уйдет" в темно-коричневый, как это бывает с алкидно-уретановыми лаками.Второе - таким лаком можно пользоваться в помещении, он совершенно без запаха.И третье, самое, на мой взгляд, главное - водный лак можно сушить техническим феном.При температуре обдува примерно 150 градусов пленка лака высыхает за 2-3 минуты!Таким образом, очень быстро можно нарастить 4-5 слоев лака, создав прочную и красивую пленку.Время лакировки сокращается в разы!
  Но я посчитал, что для этой вазы водный лак не подходит по двум причинам : сложная форма вазы (тяжело будет шлифовать предпоследний слой лака) и светлая древесина (лак не подсветит дерево). Поэтому пришлось лакировать старым добрым алкидно-уретановым полуматовым лаком.Но череда неудач на этом не кончилась.Под матовым лаком ваза стала выглядеть совсем ужасно, в пятнах, как-будто это потеки грязного лака.Работа была загублена окончательно.Стоит ли говорить, какое у меня было настроение?Столько труда и все коту под хвост!Был бы топор под рукой - разрубил бы эту чертову вазу на части.
Результат моих экспериментов : грязь, пятна, полная ерунда.
  Поостыв (прошли сутки), решил сделать еще одну, титаническую попытку - реставрировать работу.К этому можно относиться по-разному, но я человек упрямый и решил довести дело до конца : или спасу работу, или в печку ее!Теперь мне нужно как-то удалить лак, благо его всего один слой, убрать следы морилки и протравы и отшлифовать все до первозданной древесины.Не стал я использовать для удаления лака ацетон или специальные жидкости, а просто начал шлифовать его наждачкой.Лак снялся довольно легко, а вот морилка впиталась глубже и шлифовать ее было тяжело.В конце-концов забросил эту несчастную вазу на долгие полтора года!
  Периодически брался за реставрацию и снова бросал.Но наконец собрался с силами и закончил убирать следы морилки.Труднее всего удалялась протрава с лангуста.В конце концов я убрал всю эту грязь и вернулся к тому, что было : к чистой и  светлой древесине.А дальше все просто - три слоя льняного горячего масла, полировка и многострадальная резная ваза из сувеля березы "Приют Черной Жемчужины" готова!
Резная ваза из сувеля березы

Ваза деревянная ручной работы из березового сувеля
Понятно, что в ней можно хранить не только черный жемчуг (если он у вас есть), но и всякую всячину.
 Из всего этого я сделал для себя определенные выводы.
1.Не 7 раз подумать, а 100 раз подумать, прежде чем проводить сомнительные эксперименты с древесиной.
2.Новые красители, протравы и их сочетания проверять на тестовых кусочках дерева.
3.Никогда не откладывать работу в долгий ящик : или сразу ее выбросить, или сразу устранять ляпы.
  Надеюсь, вы избежите подобных ошибок.Тогда буду считать свое сообщение полезным.
           

1 комментарий :

  1. Не зря говорится: "Терпение и труд всё перетрут!"
    Ваза в конце концов шикарная получилась,а опыт, приобретенный благодаря ошибкам пригодится в будущем. Поэтому можно только порадоваться за мастера!
    Успехов и новых творческих удач!

    ОтветитьУдалить