expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2018-02-09

Работа с шеллаком

Вазы, покрытые шеллаком
У меня есть сообщение о лаке шеллак. Но оно носит скорее ознакомительный характер и я решил написать отдельное сообщение о работе с лаком шеллаком по дереву.
Итак, что такое шеллак и как им пользоваться.
  Шеллак - это лак природного происхождения.( Интересно, а барышни этим же шеллаком ногти красят?). Исходным материалом является смолка - продукт жизнедеятельности жучков-червецов, обитающих в далекой Индии. Я знаю еще два природных лака. Один на основе канифоли, другой на основе янтаря. Если кто дополнит меня, буду признателен. То, что шеллак лак натуральный, без всякой химии, является его первым большим преимуществом. Забегая вперед, назову еще преимущества шеллака : быстро сохнет, практически без запаха (смело можно работать в квартире!), дает очень красивое, шелковистое покрытие с мягким блеском. Шеллак не подсвечивает древесину, не проявляет ее текстуру, как, например, алкидно-уретановый лак. Шеллак дает блестящую цветную пленку.(Цвет зависит от цвета хлопьев). Вся изюминка именно в шелковистом блеске этого покрытия. К достоинствам шеллака нужно отнести еще и то, что он хорошо заполняет всякие микронеровности, шероховатости, поры и проч. Это особенно актуально, если древесина ослабленная, подгнившая, с трухлявостью. А я как раз с такой часто и работаю. Поэтому первый слой шеллака обычно наношу толсто, не заботясь особо о наплывах. Потом это все при шлифовании выровняется.
  Шеллак продается готовым к применению в жидком виде, или в виде хлопьев, или гранул. В жидком виде я шеллак никогда не покупаю. Дело в том, что шеллак имеет такую особенность - он начинает стареть, а значит и портиться сразу, как только его приготовили. Старый шеллак плохо сохнет, не дает прочной пленки. Считается, что жидкий шеллак, которому около полугода, уже плохой. Хотя я читал сообщения отдельных мастеров, которые пользовались жидким шеллаком возрастом более года и все было хорошо. Как бы там ни было, я делаю шеллак сам, тем более, что это совсем не сложно.
  Покупаю шеллак в хлопьях.
Шеллак в виде хлопьев
Стараюсь найти шеллак как можно светлее, почти желтый. Если шеллак будет коричневого цвета (обычно в этом случае на этикетке пишут "янтарно - насыщенный"), то и лак на изделии будет темноватым, т.е. будет затемнять древесину. Приготавливается лак таким образом. В стеклянную баночку вливаю 75 грамм спирта. Спирт может быть любой. Я пользовался и этиловым и метиловым - разницы нет. Главное, чтобы спирт был спиртом, а не разбавленной жужкой. Всыпаем 25 грамм хлопьев. И спирт и хлопья берем по весу. Взвешиваю это на обычных электронных бытовых весах. Такая пропорция 75/25 даст 25%-й раствор шеллака. Можно и больше, можно и меньше, все зависит от ваших предпочтений, опыта и того, что вы собираетесь лакировать. Я лакирую вазы, чаши, т.е. изделия небольшого размера с выпуклой-вогнутой поверхностью. Выдерживаю раствор лака шеллака около недели. Периодически взбалтываю. В общем-то, лаком можно пользоваться уже через сутки, но я не спешу - чем лучше настоится лак, тем чище он будет. В хлопьях (гранулах) всегда присутствует воск. Этот воск со временем осаждается на дно. Поэтому после того, как лак настоится, его нужно тщательно процедить через марлю или вату. Все, лак готов. Точно по такой же технологии готовится шеллачная политура. Только концентрация политуры обычно составляет не более 10-12 %. Политура применяется для полирования и придания поверхности зеркального блеска.
Готовые шеллак и шеллачная политура.

  Как же работать с шеллаком? Есть здесь свои особенности и я на них остановлюсь. Наносить шеллак можно кистью, тампоном или распылителем. Распылителем не пользовался, думаю там методика точно такая же, как при напылении нитролака. Кисточку нужно использовать мягкую, натуральную. Я использую беличью №№10-12.Окунаю кисть полностью, до обоймы, в спирт, потом будет легче отмыть кисть. Окунаю кисточку в лак, отжимаю лишний лак о стенку банки и наношу первый мазок, второй и т.д. Мазки наношу верхней третью кисти, чтобы лас получился тонким и ровным. Ласы наношу рядами с небольшим перекрытием. Если где-то будет пропущено - не страшно, потом это перекроется другими ласами. Шеллак сохнет довольно быстро, скорость высыхания определяется скоростью испарения спирта. Но не настолько быстро, чтоб это сильно затрудняло работу. Зевать, конечно, тоже не нужно. Но по одному и тому же месту спокойно можно провести три-четыре раза, чтобы лучше выровнять слой. Дальше уже не следует, кисть начнет прилипать, скатывая слой в валик. Макаем кисть снова в лак и продолжаем. После того, как изделие покрыто одним слоем шеллака, даю ему просохнуть. Обычно это 5-10 минут. Чтоб кисть не засохла, на это время окунаю ее в стаканчик со спиртом. После спирта кисть нужно отжать, иначе появятся пузырьки при нанесении мазков. Таким методом наношу обычно 5-6, а иногда и больше слоев лака, иногда меньше. Зависит от фактуры древесины и от того, на сколько зеркальную поверхность хочу получить. Оставляю вазу или чашу до следующего дня. Слегка смазываю маслом поверхность и шлифую шкуркой М40.По воде шлифовать нельзя, шеллак от воды портится. Тщательно протираю, можно уайт-спиритом, и наношу следующую серию ласов, обычно 1-3 слоя. Ориентируюсь на появление блеска и на состояние поверхности. Оставляю до утра сохнуть. Затем есть варианты. Если есть шероховатости на поверхности, шлифую шкуркой М40.Если поверхность гладкая, можно ее просто располировать уайт-спиритом. Уайт-спирита на тряпочке должно быть чуть-чуть, чтоб не повредить пленку лака. Можно протереть маслом, воском. Все зависит от предпочтений мастера.
  Если я хочу получить очень блестящую, зеркальную пленку, то полирую лак политурой. Делается это так. Готовим тампон. Для тампона беру безворсовую ткань, лен например. Вырезаю круг, не квадрат, а круг нужного диаметра. Внутрь кладу обрезки шерстяных ниток, пипеткой набираю политуру и капаю на нитки, чтоб они пропитались политурой. Формирую тампон. Он у меня получается примерно 4 см в диаметре, больше мне не нужно. Дальше самое ответственное. Тампоном нужно сделать контрольные мазки по какой-нибудь дощечке и убедиться, что политура не капает с тампона, а ложится тонкими мазками. Можно на тампон капнуть 1 каплю масла, но это неудобно. Я капаю 1-2 капли масла на бумажную салфетку и ею провожу по поверхности изделия. Это нужно, чтоб ткань не прилипала. При определенной сноровке и это можно не делать. Далее тампоном легко провожу по поверхности вазы или чаши. Движение должно быть качелеобразным, очень легким и точным. Правильно нанесенный слой политуры должен высыхать прямо на глазах. Если это не происходит, значит политуры много или нужно потренироваться. Таким методом покрываю политурой всю поверхность. Периодически добавляю политуры в тампон пипеткой. Даю поверхности просохнуть 2-3 минуты, это проверяется на ощупь. Далее второй слой и т.д. Если нужно сделать перерыв, тампон кладу в плотно закрываемую баночку, чтоб не засох. Бывает, нужно наложить и 20, и 30, и 50 слоев политуры. Критерий один - нужная вам степень блеска. После всего этого откладываю изделие до утра. Затем протираю плотной шерстянкой или плотной шершавой тканью. На этом все.
Так выглядят изделия под шеллаком
Суть полировки политурой проста : нужно наложить такое количество тончайших слоев, чтобы получилась идеально гладкая, а значит и зеркальная поверхность.
  Шеллаком сейчас пользуются мало мастеров. Почему-то бытует мнение, что им сложно пользоваться, что он не долговечен. На счет сложности - судите сами. Шеллаком можно отлакировать изделие за два дня. На лакировку алкидно-уретановым лаком нужно три дня, на отделку водным лаком те же три дня. Да, шеллак не так прочен, как яхтный лак. Так и покрывают шеллаком изделия, по которым никто не собирается скакать или катать шары. Если на шеллачную поверхность попадет вода или спирт и это быстро не протереть, могут образоваться белесые разводы. Это недостатки шеллака. Зато шеллак дает не сравнимую с другими лаками шелковистую, с глубоким блеском поверхность. Шеллак - это элитный лак из всех лаков. А элитные вещи всегда требовали бережного к себе отношения.30.11.23.В последнее время я упростил процедуру лакирования шеллаком. Наношу всего три слоя. Шлифую, если нужно, по маслу. Затем по шеллаку накладываю 2-3 слоя водного лака. Убираю шероховатости, если они появились. А затем полирую самодельной пастой. У меня получается изделие, защищенное лаками, не искажающими цвет древесины, с прочной и очень гладкой, шелковистой поверхностью. Работать с шеллаком хлопотно, но оно того стоит!

1 комментарий :