2017-07-17

Заготовки для токарных работ

Чаша из осины
  В одном пособии по токарному делу я прочел примерно следующее : "Нужно стремиться избегать точения древесины с сучками, трещинами, перекрученными волокнами..." Что же, с точки зрения техники безопасности все правильно.Но если вы хотите работать с красивой древесиной и точить из нее оригинальные и красивые вещи, эти рекомендации лучше забыть.
Что, к примеру, может дать продольное точение липы или той же березы?Безликую унылую поверхность, которую можно разве что раскрасить красками.А вот чтобы получить токарное изделие не такое, как у всех, нужно точить поперечно и работать с "не такой" древесиной.Именно древесина с пороками, такими, как гниловатость, крученость волокон, вздутость, развилка, кора, лишайник, прорость (кора, вросшая в ствол) может подарить мастеру красивый вариант изделия.Сюда еще можно добавить сувели, капы, толстые корни, комель, древесину с яркой (чаще всего подгнившей) сердцевиной.Весь этот материал можно найти в наших лесах.Во всяком случае, даже скудные на красивую древесину подмосковные леса богаты таким материалом.Здесь много валежника, гниловатой древесины, есть из чего выбрать.
  Чаще всего такая древесина влажная или сырая.Что-то точу прямо в сыром виде, затем сушу одним из испытанных способов, иногда дополнительно протачиваю заготовку, чтобы убрать коробление, затем уже шлифую.Что-то оставляю на просушку в естественных условиях или на ускоренную просушку, а затем уже точу.А что-то приходится и выбрасывать.Часть древесины оставляю в лесу в укромных местах на "дозревание". Переношу на эти заготовки плесень и споры грибов с других упавших и гниющих стволов и присыпаю листьями.За год-два эти заготовки дозревают в естественных условиях.Некоторые мастера устраивают специальные гноильники (компостеры) для получения подгнившей древесины.Я этого не делаю, за меня это делает лес и природа.
  Стараюсь точить все, что можно вставить в токарный станок.Часто за совсем невзрачной, нефактурной заготовкой кроется красивое дерево, интересные сюрпризы.Точение такой древесины имеет свои особенности, но об этом в следующий раз.
  Очень привлекательна для точения древесина фруктовых деревьев.Во-первых, фруктовая древесина отлично точится и шлифуется, а во-вторых, отличается красивой текстурой.Подчеркиваю, что речь идет о поперечном точении.Больше всего мне нравится точить сливу и яблоню.Древесина сливы и яблони очень подвержена растрескиванию, но при грамотной сушке эту проблему можно минимизировать.Беда в том, что тяжело найти фруктовое дерево нужной толщины ствола.В поисках заброшенных и засохших садов не раз приходилось ездить за 100 и более километров от места проживания.Позволю себе по этому поводу маленькое лирическое отступление.В молодости я жил в Крыму и часто ездил отдыхать на Тархан-Кут.Рядом с этим местом было много фруктовых садов и их периодически выкорчевывали с целью обновления.Выкорчеванные деревья сбрасывали в овраги, ведущие к морю.Мы их использовали как топливо для костра.Эх, сейчас бы мне эти деревья!
  А теперь я покажу несколько чаш и ваз, выточенных из ослабленной древесины поперечным методом.
Фото 1.Чаша из березового сувеля с проростью.При точении прорость преобразовалась в сквозное отверстие, что придает изделию определенный шарм.
Фото 2.Чаша из сувеля березы с корой по краю.

Фото 3.Чаша из березового сувеля с корой и неровным краем.Местами кора вывалилась, при точении эти места пришлось укреплять клеем
Фото 4.Чаша из садовой яблони.Очень красивая, медового цвета древесина.

Фото 5.Чаша из древесины дуба с корой по краю и по центру.
Фото 6.Ваза из подгнившей березы.Необычная расцветка древесины березы объясняется жизнедеятельностью деревоокрашивающих грибов, которые и поселяются именно в гниющей древесине.
Фото 7.Чаша из древесины алычи - разновидности сливы.Ножка выточена из березового капа.
Фото 8.Чаша из очень старой сливы с трухлявой сердцевиной.При точении заготовка трижды разлеталась на части.Пришлось склеивать и точить дальше.
Фото 9.Чаша из осины с подгнившей сердцевиной.Именно за счет подгнившей сердцевины невзрачная древесина осины превратилась в красивую и оригинальную.


Можно продолжать еще и еще, но пора и остановиться.Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий