 |
Чаша из осины |
В одном пособии по токарному делу я прочел примерно следующее : "Нужно стремиться избегать точения древесины с сучками, трещинами, перекрученными волокнами..." Что же, с точки зрения техники безопасности все правильно. Но если вы хотите работать с красивой древесиной и точить из нее оригинальные и красивые вещи, эти рекомендации лучше забыть.
Что, к примеру, может дать продольное точение липы или той же березы? Безликую унылую поверхность, которую можно разве что раскрасить красками. А вот чтобы получить токарное изделие не такое, как у всех, нужно точить поперечно и работать с "не такой" древесиной. Именно древесина с пороками, такими, как гниловатость, перекрученность волокон, вздутость, развилка, кора, лишайник, прорость (кора, вросшая в ствол) может подарить мастеру красивый вариант изделия. Сюда еще можно добавить сувели, капы, толстые корни, комель, древесину с яркой (чаще всего подгнившей) сердцевиной. Весь этот материал можно найти в наших лесах. Во всяком случае, даже скудные на красивую древесину подмосковные леса богаты таким материалом. Здесь много валежника, гниловатой древесины, есть из чего выбрать. В этом
видеоролике можно посмотреть, как выглядят такие заготовки.
Чаще всего такая древесина влажная или сырая. Что-то точу прямо в сыром виде, затем сушу, иногда дополнительно протачиваю заготовку, чтобы убрать коробление, затем уже шлифую. Что-то оставляю на просушку в естественных условиях или на ускоренную просушку, а затем уже точу. А что-то приходится и выбрасывать. Часть древесины оставляю в лесу в укромных местах на "дозревание". Переношу на эти заготовки плесень и споры грибов с других упавших и гниющих стволов и присыпаю листьями. За год-два эти заготовки дозревают в естественных условиях. Некоторые мастера устраивают специальные гноильники (компостеры) для получения подгнившей древесины. Я этого не делаю, за меня это делает лес и природа.
Стараюсь точить все, что можно вставить в токарный станок. Часто за совсем невзрачной заготовкой кроется красивое дерево, интересные сюрпризы. Точение такой древесины имеет свои особенности, но об этом в следующий раз.
Очень привлекательна для точения древесина фруктовых деревьев. Во-первых, фруктовая древесина отлично точится и шлифуется, а во-вторых, отличается красивой текстурой. Подчеркиваю, что речь идет о поперечном точении. Больше всего мне нравится точить сливу и яблоню. Древесина сливы и яблони очень подвержена растрескиванию, но при грамотной сушке эту проблему можно минимизировать. Беда в том, что тяжело найти фруктовое дерево нужной толщины ствола. В поисках заброшенных и засохших садов не раз приходилось ездить за 100 и более километров от места проживания. Позволю себе по этому поводу маленькое лирическое отступление. В молодости я жил в Крыму и часто ездил отдыхать на Тархан-Кут. Рядом с этим местом было много фруктовых садов и их периодически выкорчевывали с целью обновления. Выкорчеванные деревья сбрасывали в овраги, ведущие к морю. Мы их использовали как топливо для костра. Эх, сейчас бы мне эти деревья!
А теперь я покажу несколько чаш и ваз, выточенных из ослабленной древесины поперечным методом.
 |
Фото 1.Чаша из березового сувеля с проростью. При точении прорость преобразовалась
в сквозное отверстие, что придает изделию определенный шарм.
|
 |
Фото 2.Чаша из сувеля березы с корой по краю. |
 |
Фото 3.Чаша из березового сувеля с корой и неровным краем. Местами кора вывалилась, при точении эти места пришлось укреплять клеем |
 |
Фото 4.Чаша из садовой яблони. Очень красивая, медового цвета древесина. |
 |
Фото 5.Чаша из древесины дуба с корой по краю и по центру. |
 |
Фото 6. Ваза из подгнившей березы. Необычная расцветка древесины березы объясняется жизнедеятельностью деревоокрашивающих грибов, которые и поселяются именно в гниющей древесине. |
 |
Фото 7.Чаша из древесины алычи - разновидности сливы. Ножка выточена из березового капа. |
 |
Фото 8.Чаша из очень старой сливы с трухлявой сердцевиной. При точении заготовка трижды разлеталась на части. Пришлось склеивать и точить дальше. |
 |
Фото 9.Чаша из осины с подгнившей сердцевиной. Именно за счет подгнившей сердцевины невзрачная древесина осины превратилась в красивую и оригинальную. Можно продолжать еще и еще, но пора и остановиться. |
Комментариев нет :
Отправить комментарий