2017-07-17

Заготовки для токарных работ

Чаша из осины
  В одном пособии по токарному делу я прочел примерно следующее : "Нужно стремиться избегать точения древесины с сучками, трещинами, перекрученными волокнами..." Что же, с точки зрения техники безопасности все правильно.Но если вы хотите работать с красивой древесиной и точить из нее оригинальные и красивые вещи, эти рекомендации лучше забыть.
Что, к примеру, может дать продольное точение липы или той же березы?Безликую унылую поверхность, которую можно разве что раскрасить красками.А вот чтобы получить токарное изделие не такое, как у всех, нужно точить поперечно и работать с "не такой" древесиной.Именно древесина с пороками, такими, как гниловатость, крученость волокон, вздутость, развилка, кора, лишайник, прорость (кора, вросшая в ствол) может подарить мастеру красивый вариант изделия.Сюда еще можно добавить сувели, капы, толстые корни, комель, древесину с яркой (чаще всего подгнившей) сердцевиной.Весь этот материал можно найти в наших лесах.Во всяком случае, даже скудные на красивую древесину подмосковные леса богаты таким материалом.Здесь много валежника, гниловатой древесины, есть из чего выбрать.В этом видеоролике можно посмотреть, как выглядят такие заготовки.
  Чаще всего такая древесина влажная или сырая.Что-то точу прямо в сыром виде, затем сушу одним из испытанных способов, иногда дополнительно протачиваю заготовку, чтобы убрать коробление, затем уже шлифую.Что-то оставляю на просушку в естественных условиях или на ускоренную просушку, а затем уже точу.А что-то приходится и выбрасывать.Часть древесины оставляю в лесу в укромных местах на "дозревание". Переношу на эти заготовки плесень и споры грибов с других упавших и гниющих стволов и присыпаю листьями.За год-два эти заготовки дозревают в естественных условиях.Некоторые мастера устраивают специальные гноильники (компостеры) для получения подгнившей древесины.Я этого не делаю, за меня это делает лес и природа.
  Стараюсь точить все, что можно вставить в токарный станок.Часто за совсем невзрачной, нефактурной заготовкой кроется красивое дерево, интересные сюрпризы.Точение такой древесины имеет свои особенности, но об этом в следующий раз.
  Очень привлекательна для точения древесина фруктовых деревьев.Во-первых, фруктовая древесина отлично точится и шлифуется, а во-вторых, отличается красивой текстурой.Подчеркиваю, что речь идет о поперечном точении.Больше всего мне нравится точить сливу и яблоню.Древесина сливы и яблони очень подвержена растрескиванию, но при грамотной сушке эту проблему можно минимизировать.Беда в том, что тяжело найти фруктовое дерево нужной толщины ствола.В поисках заброшенных и засохших садов не раз приходилось ездить за 100 и более километров от места проживания.Позволю себе по этому поводу маленькое лирическое отступление.В молодости я жил в Крыму и часто ездил отдыхать на Тархан-Кут.Рядом с этим местом было много фруктовых садов и их периодически выкорчевывали с целью обновления.Выкорчеванные деревья сбрасывали в овраги, ведущие к морю.Мы их использовали как топливо для костра.Эх, сейчас бы мне эти деревья!
  А теперь я покажу несколько чаш и ваз, выточенных из ослабленной древесины поперечным методом.
Фото 1.Чаша из березового сувеля с проростью.При точении прорость преобразовалась в сквозное отверстие, что придает изделию определенный шарм.
Фото 2.Чаша из сувеля березы с корой по краю.

Фото 3.Чаша из березового сувеля с корой и неровным краем.Местами кора вывалилась, при точении эти места пришлось укреплять клеем
Фото 4.Чаша из садовой яблони.Очень красивая, медового цвета древесина.

Фото 5.Чаша из древесины дуба с корой по краю и по центру.
Фото 6.Ваза из подгнившей березы.Необычная расцветка древесины березы объясняется жизнедеятельностью деревоокрашивающих грибов, которые и поселяются именно в гниющей древесине.
Фото 7.Чаша из древесины алычи - разновидности сливы.Ножка выточена из березового капа.
Фото 8.Чаша из очень старой сливы с трухлявой сердцевиной.При точении заготовка трижды разлеталась на части.Пришлось склеивать и точить дальше.
Фото 9.Чаша из осины с подгнившей сердцевиной.Именно за счет подгнившей сердцевины невзрачная древесина осины превратилась в красивую и оригинальную.


Можно продолжать еще и еще, но пора и остановиться.Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий