2016-06-23

Способы окраски древесины

Декоративная вазочка
   В одном интересном сайте для художников я прочел, что человек становится виртуозом в своем деле, проработав 10000 часов, т.е. примерно 3,5 года.Я прокомментирую эту цифру проще : первый год человек изучает дело, второй год совершенствуется в нем, а третий год уверенно работает.Я занимаюсь резьбой по дереву чуть больше года, до виртуозности еще далеко.
Поэтому хочу поделиться сегодня тем, что есть - на примере нескольких декоративных вазочек из сувели березы показать, как можно изменять цвет древесины.
Ваза №1.Совсем миниатюрная вазочка из березовой свили размером 12 х 8 см."Раскрывал" свиль сверху, было интересно, какой рисунок древесины будет в этом случае.Результат разочаровал, текстура оказалась самой тривиальной.Обобщать не буду, скорее всего это из-за малых размеров свили.У малых и гладких сувелей рисунок чаще всего бедненький.Чтобы хоть как-то оживить резьбу, поместил заготовку в стеклянную банку и поставил туда открытый пузырек нашатыря.Через 4 часа древесина стала темнеть и стала более контрастной.Но дальше процесс не пошел.Таким методом я окрашивал кулоны из березы, так через 3-4 часа они становились почти черными.Выдерживал вазочку в парах нашатыря еще трое суток, но ничего не изменилось.Теперь я знаю, почему так произошло и как это исправить.Об этом чуть ниже.
Декоративная вазочка из "Улитка". Тонирована парами аммиака.

Ваза №2.Так же вырезана из сувели березы.Древесина очень светлая, почти белая.Я заметил, что в большинстве случаев древесина сувели выглядит более выигрышной, если ее чуть затонировать, затемнить.Способов есть несколько : варить с красителем (опилками или корой различных древесных пород, луковой шелухой, кусочками древесины и т.д.), тонировать парами нашатырного спирта, окрашивать морилкой, травить протравами.Я испытал все варианты.Больше всего мне нравится варка, нашатырь и протравы .Древесина при этом красиво окрашивается и не теряет природный блеск и сияние.Эта вторая декоративная вазочка раза в три больше первой.Теперь я поступил так.Налил в подходящую кастрюлю 100 мл нашатырного спирта, поставил на дно подставку и на нее поставил вазочку.Крышку плотно, через тряпичную прокладку, закрыл.Кастрюлю поставил рядом с батареей отопления.Сразу скажу, что такой способ окраски гораздо эффективнее, не то, что в варианте №1.Через сутки древесина потемнела, стала цвета какао и приобрела очень своеобразный, пепельный отлив.Текстура стала контрастнее и выразительнее.
Декоративная вазочка "Кофейный перламутр". До и после тонировки парами аммиака.
Вазочка из березовой сувели "Кофейный перламутр". Тонирована парами аммиака

Ваза №3.Так же из сувели березы, тоже очень светлой, почти белой.На этой вазочке я хотел проверить один способ полировки.Хорошо отшлифовал вазу и прогрунтовал ее алкидно-уретановым лаком, разведенным на 20%. На следующий день прошлифовал вазочку металлической ватой с несколькими каплями растительного масла.Протер уайт-спиритом и нанес первый слой лака.Через два дня процедуру повторил : прошлифовал вазочку и нанес второй слой лака.Еще через три дня очень осторожно прошлифовал вазочку металлической ватой и хорошо отполировал самодельной полировочной пастой - толченым мелом на льняном масле.Полировал зубной щеткой.После полировки протер поверхность тряпочкой, смоченной в растворе спирта и растворителя 646 (соотношение 1 : 1). Поверхность очень блестит, чего я и хотел.
Декоративная вазочка "Морская галька"

Ваза №4.Маленькая вазочка из березовой сувели.Красивая, мраморная с перламутровыми переливами древесина.Чтобы оживить композицию, оставил по краям немного коры.

Вазочка из березовой сувели "Мини"

Ваза №5.Стволовая сувель березы.Очень необычная для березы текстура сувели.Если бы не был уверен, что это береза, подумал бы, что это черемуха.
Вазочка из березовой сувели "Какао"

Древесина матовая, с красивыми коричневыми разводами.В сувели был сквозной свищ и много вростков коры : пришлось повозиться со шпаклевкой.
Ваза № 6. Кап липы.Вот уж действительно, кто ищет - тот что-то, да найдет.Много раз я проходил мимо этой старой липы с утолщениями на стволе.Даже не придавал значения : ну, утолщения и утолщения.А на этот раз присмотрелся повнимательнее : на сувель не очень похоже, просто какая-то вспухлость на стволе.Толщина ее позволяла вырезать вазу совсем небольшой глубины и я все-таки решил срезать эти наросты - на пробу.Когда уже подносил пилу к наплыву, обратил внимание на две-три тонких торчащих веточки, что характерно для капа.Наплыв спилил.Вынес на свет ( в лесу было сумрачно), текстура как текстура, ничего особенного.Начал протирать срез от опилок. Ба, да это не опилки, это темные точечки!К моему великому изумлению, в руках у меня был кап липы!Вот это да!По внешнему виду кап липы совершенно не похож на березовый.У липового капа кора гладкая, без колонии острых выступов, что так характерно для березового капа.И только две тонких веточки скромно намекали, что это кап.Что ж, буду знать.Теперь в моей коллекции есть и липовый кап.Посмотрим, какая у него текстура.
Чтобы не заморачиваться длительной сушкой капа я просто проварил его в соляном растворе с березовой корой и мелкими хвойными опилками.
Липовый кап после варки в соляном растворе
Липовый кап без коры
Варил чуть больше трех часов.До утра кап лежал на полке, а затем я завернул его в газеты и поместил в целлофановый пакет.Влаги в заготовке было совсем немного.На третий день газеты были почти сухими.Тогда я обработал кап снаружи болгаркой с обдирочным диском.Заготовка еще полежала в сарае дня три-четыре.А затем сферической обдирочной фрезой выбрал "нутро". Древесина липового капа несколько волокниста и эти волокна периодически забивали фрезу.Чтобы этого не было, кап следует хорошо высушить.Размеры и форма липового капа не позволяли разгуляться буйной фантазии.Поэтому решил придать капу форму вазочки-плошки с пологими краями, не очень глубокой.Меня больше всего интересовало, как липовый кап будет выглядеть после отделочных работ : шлифования и лакировки.Что за текстура будет у этой редкой находки?У одного мастера я прочел, что липовый кап ничего особенного не представляет - темные точечки на фоне блеклой текстуры.Тем более было интересно.Но вот вазочка и отшлифована и отполирована.И что мы видим?Светло-бежевый цвет древесины с розоватым отливом (это результат окраски при варке). Древесина усеяна коричневыми точечками и кружочками - следы колонии "спящих", не проросших почек.Древесина отливает ровным слабеньким перламутровым блеском.Да, это не березовый кап, но общая картина вполне симпатичная.
Декоративная вазочка-плошка из капа липы.Акриловый лак.
Если березовый кап оценить в 10 баллов, то липовый я оценил бы в 4 - 5 баллов.После пропитки льняным маслом (масло хорошо проявляет текстуру) древесина капа потемнела до светло-коричневой и стала более выразительной.При отделке этой вазочки впервые применил водный матовый лак.Лак своеобразный и к нему нужно привыкнуть.Зато использование водного (акрилового) лака дает огромный выигрыш по времени, если лак сушить техническим феном (см.здесь). Кисточкой пользоваться лучше мягкой и густой, чтоб не оставляла следов.И нужно следить за консистенцией лака - слишком густой также будет оставлять заметные следы.На этом пока все.
      Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий