2016-02-03

Как сделать декоративную вазу

Декоративная ваза
   Здравствуйте, посетитель моего блога!
В поисковиках по резной тематике часто можно увидеть запрос, как сделать декоративную вазу.Я и подумал, а почему бы не ответить на этот вопрос?
   На примете давно была березовая сувель замысловатой формы и больших размеров.
В итоге вот что получилось :
Резная декоративная ваза из сувели березы.
Это общий вид вазы из сувели березы, а теперь я попытаюсь рассказать и показать, как из "коряги" можно вырезать декоративную вазу.
Начало и конец работы по вырезанию декоративной вазы из сувели березы
Шаг 1.Идем (едем) в лес.Долго бродим в поисках подходящей сувели.Найдя, исполняем ритуальный танец радости и возвращаемся домой за тачкой и бензопилой.Тащимся около 1,5 км по лесу с этим снаряжением.Оглядываясь по сторонам, быстренько спиливаем свиль и быстро уходим.Все же не забываем закрасить место спила масляной краской радикального зеленого цвета.Доставляем добычу в мастерскую.Первый шаг сделан и мы нигде не поскользнулись.
Березовая сувель - мечта резчика по дереву.У такой "крученой" сувели, как правило, красивая древесина.
Шаг 2.Топориком, шабером снимаем кору, чтобы лучше просматривалась форма заготовки.Как видим, сувель сложная и здесь можно дать волю фантазии.Но вся беда в том, что приходится выбрать только один вариант.И будет ли этот вариант лучшим?Вот здесь желательно включить пространственное воображение, попытаться представить, как может выглядеть виртуальная декоративная ваза.Как максимально творчески и оригинально использовать все эти выкрутасы и загогулины?Вспомнил, как у нас на курсе была дисциплина под названием "начертательная геометрия". На каждом занятии преподаватель раздавал всем четвертушки бумаги, где был нарисован какой-нибудь предмет.А мы должны были изобразить вид слева, справа, сверху, снизу.Некоторые детали были весьма сложной формы и чтобы представить все объемно, приходилось попотеть.Так и с этой сувелью.Я крутил ее во все стороны, пытался заглянуть "внутрь" нее, представить, как она может выглядеть.Наконец, что-то стало вырисовываться.Окончательное решение пришло попозже.А сейчас можно браться за инструмент.
Этапы вырезания фасадной части вазы.На темном фоне -  отполированная ваза.
Шаг 3.Замысел созрел, пора приступать к работе.Слова "резьба по дереву" не обязательно предполагают использование только резного инструмента : стамесок, резаков и т.п.Можно пользоваться всем, что поможет в работе.Шабером, обдирочным диском, дрелью, бормашиной, стамесками избавляюсь от лишнего материала.Постепенно заготовка меняет свой вид.Все эволюции от заготовки да конечного продукта, вазы, показаны в фотографиях.Главное на этом этапе не увлечься и не срезать лишнего.После очень грубой проработки можно обозначить детали.Это две змейки.Изогнутые детали вазы подсказала мне это решение - вырезать две змейки на изогнутых элементах свили.Пока есть большой запас материала, обозначаем змейки, листья и узор.В ходе работы я постоянно осматриваю вазу со всех сторон : соблюдаются ли пропорции, общая гармония, общий вид.Обязательно что-то меняется, что-то добавляется, что-то упрощается.Как правило, первоначальный замысел может претерпевать значительные изменения.Главное, не переусердствовать.Конечно, мне хочется, чтобы эта вещь была самая - самая.Самая красивая и самая оригинальная.В моем понимании линии вазы не должны быть надуманными, вычурными.Форма должна быть оригинальной и...естественной.Как этого достичь?Должно работать чувство меры и чувство вкуса.А где оно, мерило вкуса?Ведь одним нравится это, а другим совсем другое.Значит, полагаемся на свое понимание красоты.Никого не копируем и никому не подражаем.Про себя я решил:буду работать хоть пол - года, а вырежу так, как задумал.
   Первоначально я планировал прорезать только одно отверстие, в центре.Но в левом дуговом утолщении напрашивалась еще одна прорезь.И ваза станет легче и будет выглядеть декоративнее.Хотя сувель спилена в декабре, влаги в ней предостаточно.Фреза бормашины быстро забивается волокнами древесины.Счищать их можно булавкой, но все это отнимает время.В конце-концов это мне надоело и я отнес заготовку домой, чтобы немного подсушить.Через 5 дней продолжил работу.Сейчас в первую очередь вырезаем окончательно змейки, затем заканчиваем левую сторону, выбираем центральную часть и прорезаем листья на "фасаде". После всего этого еще раз хорошо просмотреть вазу со всех сторон и убрать недоделки.Легко сказать, но делается все это не очень быстро.У меня ушло на все 10 дней.
   Я так устроен, что мне начинает надоедать длительный однообразный процесс.Про себя думаешь : "Быстрее бы уже перейти к шлифованию - это процедура более простая и я смогу отдохнуть". Конечно же, это детский самообман.И шлифование начинает надоедать и уже мечтаешь, когда же я все это отлакирую и полюбуюсь своей работой?Но как бы там ни было, а мы переходим к следующему шагу по созданию декоративной вазы.
Этапы вырезания задней части вазы.
Шаг 4.Свершилось!Ваза вырезана и можно приступать к отделке, шлифованию.Здесь все просто.Конфигурация предмета такова, что бормашиной с шлифовальным грибком не везде подберешься.Поэтому основную часть шлифования делаем вручную.А чтобы не было так скучно и нудно, можно поставить хорошую музыку.Например, джаз 40-60 годов, очень рекомендую!Берем шкурку зернистостью № 20Н и начинаем.Нигде ничего не пропускаем, шлифуем тщательно.После этой шкурки берем № 16Н.Теперь дело пойдет быстрее, ведь поверхность уже сглажена.Далее настает очередь шкурки № 8Н, а заканчиваем шлифование шкуркой № 5Н.Обрызгиваем вазу (отлично подойдет флакон от освежителя воздуха) водой с добавлением нескольких капель клея ПВА.Ждем, чтобы древесина просохла и поднялся ворс.Шлифуем ворс шкуркой № 5Н или 4Н.Если поверхность позволяет шлифовать наждачным грибком, то поднимать ворс необязательно.После шкурки 5Н я полирую поверхность войлочным кружком.После этого древесина становится идеально гладкой.
Этапы трансформации вазы.Вид сбоку.
Шаг5 (предпоследний). Можно немного выделить змейки и листья или только змейки тонировкой.Не обязательно, чтобы ваза была одного цвета.Морилку проверяем на кусочке дерева.Возможно, потребуется 2-3 слоя морилки.Наносим морилку тонкой мягкой кисточкой очень аккуратно, чтобы не испачкать фон.Фон можно заклеить строительным скотчем или прижать листик бумаги.После высыхания протираем морилку суконкой.Так я и хотел первоначально поступить.Но после шлифования передумал.Текстура древесины местами слабо выражена.А покрыть ее морилкой, значить заглушить и этот, очень тонкий рисунок.
Лакировка.Ваза светлая, хорошо отшлифована.Поэтому смело можно применить глянцевый лак.Пусть это будет алкидно-уретановый лак (яхтный лак). И совсем не обязательно пользоваться дорогим финским лаком, наш отечественный лак ничуть не хуже.Качество шлифовки проверяем рукой, везде должно быть гладко.Если необходимо, некоторые места шлифуем еще раз.После финишной шлифовки слегка протираю вазу уайт-спиритом, чтобы убрать грязь.В заключение протираю вазу смесью спирта и растворителя 646 (соотношение 1:1). Как правило, после всех этих процедур поверхность хорошо блестит.Если блеск не устраивает, можно вазу отполировать автополиролью.Я еще применяю самодельную пасту из смеси тертого мела и масла.Тоже дает хороший результат.
   И в заключение - последний шаг.Ставим декоративную вазу, сделанную своими руками и любуемся, любуемся...Можно любоваться целых пять минут!Вот из-за этих пяти минут и затевается вся работа.Да, у вазы, как у корабля, должно быть название.Назову ее "Нежные чувства".
Декоративная ваза из березовой сувели

Резная ваза из березовой сувели.Вид сверху.

Вид сверху слева

Вид вазы сзади

Вид вазы сбоку слева

Текстура сувели березы

Фрагмент вазы

;Несколько комментариев к работе.Благодаря своей оригинальной форме ваза, кроме хранения в ней фруктов, служит еще и декоративным украшением.При ее создании применялась рельефная и плоскорельефная резьба.У меня в блоге есть пост, посвященный контурной и плоскорельефной резьбе.Так посетители редко читают этот пост.А тем не менее, эти виды резьбы часто применяются резчиками по дереву, как вспомогательные.
   В заключение некоторые подсчеты.
1.Поиск, пилка сувели, доставка в мастерскую - 1 день.
2.Непосредственная работа по вырезанию вазы - 10 дней.
3.Сушка вазы - 14 дней.
4.Шлифование - 6 дней!
5.Лакировка - 8 дней.
   Итого : 39 дней.
   Если у вас еще не пропала охота "сделать декоративную вазу своими руками", то приглашаю к творчеству!Ничего не бойтесь и у вас все получится.
   Если обратиться к моей методике расчета стоимости резного изделия, то такая ваза должна стоить около 15000 рублей.Я готов ее продать за пол цены, нет места, куда ее поставить!
   Предлагаю вам подписаться на рассылку новостей блога по электронной почте.
         Всего доброго и до свидания!.

1 комментарий :

  1. очень красиво получилось. спасибо за интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить