 |
Ваза-ракушка из еловой сувели |
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!
Сегодня речь пойдет о еловой сувели.Я довольно часто хожу в лес на поиски сувелей и капов (
см.здесь). Прекрасный, замечательный материал для резного творчества. Как форма, так и содержание сувелей таят в себе много возможностей для фантазии и реализации творческих идей.
В этом сезоне мною заготовлено около 40 сувелей и капов березы, ольхи и черемухи. Сувели других деревьев мне не попадались. Но сказано : "Ищущий да обрящет". Я и нашел в этом году одну-единственную еловую сувель.Это комлевая сувель размером с футбольный мяч.Вот что из нее получилось - ваза в форме ракушки "Рапан".
 |
Ваза-ракушка из еловой сувели |
А первоначально заготовка выглядела вот так :
 |
Еловая комлевая сувель |
Я делал вазы из сувели ольхи, березы и одну из черемухи. И вот теперь настала очередь еловой сувели - редкого "зверя" в здешнем лесу. А потому меня подзуживало любопытство резчика по дереву: что за древесина у еловой сувели, какая текстура, что за возможности.
У заготовки с одной стороны был небольшой наплыв древесины.Это и навело меня на мысль о морской раковине-рапане. Поэтому и решил вырезать из этой еловой сувели вазу в форме ракушки.
 |
Ваза-ракушка вчерне вырезана, можно приступать к сушке |
Еловая сувель режется легко. Есть какие-то белые разводы на общем розовом фоне.Что это такое, будет видно только после шлифовки. Где-то в середине заготовки наткнулся на смоляной кармашек. После черновой проработки вазы высушил ее.Должен отметить, что хвойная сувель сохнет гораздо быстрее лиственной. При сушке изнутри выступила еще в одном месте смола. Но, в целом, смолы не так уж и много и она совсем не мешала в работе. После сушки приступаю к шлифованию. Хотя ель и относится к мягким породам древесины (
см.здесь), этого не скажешь о еловой сувели. Древесина твердая, я бы сказал жесткая. Шлифуется трудновато. На такой древесине после шлифовки грибком остаются большие неровности, чем при шлифовке, скажем, березы. Поэтому доля ручной шлифовки (неровности можно сгладить только вручную) здесь возрастает. При шлифовании древесины ели есть еще одна особенность. Древесина ели отличается хорошо выраженной полосатой текстурой.Чтобы линии годичных колец нигде не прерывались, древесину нужно тщательно шлифовать и выравнивать. Если линия где-то пропала или затушевалась, значит там недошлифовано. Особенно долго приходится шлифовать на торцевых срезах.
Так или иначе, ваза-ракушка отшлифована и теперь можно рассмотреть рисунок древесины еловой сувели. Здесь виден фрагмент с четко выраженными годичными линиями, есть белые участки, похожие на большие белые кляксы, есть участок красно-коричневой древесины с годичными линиями. Нигде нет сияния или перламутровых переливов, так свойственных березовой сувели.У этой комлевой сувели нет перекрученных или хитро изогнутых годичных линий, просто вспученный участок древесины. Я подозреваю, что это и не сувель вовсе, а просто наплыв древесины в комлевой части ствола. Кстати, это можно проверить. Пока делал эту вазу, нашел в лесу настоящую, стволовую, без всяких сомнений стопроцентную еловую сувель! Я глазам своим не поверил. Дважды обошел вокруг дерева, чтобы убедиться, что это не оптический обман. Настоящая, круглая, стволовая сувель на ели!Год хожу по лесу, а такое нашел впервые. В самое ближайшее время я ее спилю и тут же начну вырезать.Тогда и сравню с этой сувелью. Результаты будут добавлены в этот пост.
 |
Ваза из еловой сувели отшлифована |
 |
Ваза из еловой сувели.Еще не отлакирована. |
 |
Ваза-ракушка из еловой сувели "Рапан" крупным планом |
А пока вернусь к этой вазе. После шлифования и полировки древесина вазы выглядит привлекательно, хорошо блестит. Отделаю эту вазу алкидно-уретановым глянцевым лаком.
 |
Ваза-ракушка из еловой сувели |
 |
Ваза из еловой сувели отлакирована |
 |
Ваза-ракушка "Рапан" из еловой сувели отлакирована |
Со временем я пришел к такому выводу. Если древесина светлая и гладко отшлифована, ее лучше лакировать глянцевым лаком. А вот если поверхность древесины не очень ровная и древесина темная, тогда лучше применять полуматовый лак. Глянцевый лак только подчеркнет неровности на темной древесине и тем самым усугубит общую картину. Конечно, это не общее правило, но учитывать его можно.
Итак, глянцевый лак. Два слоя лака при предварительной грунтовке для такой древесины достаточно. Грунтовка - это лак, разбавленный на 20% уайт-спиритом. Первый слой лака через 4 дня шлифую металлической ватой на сухую. Второй слой лака еще через 4 суток шлифую той же ватой, но с добавлением растительного масла. Затем протираю вазу тряпочкой, слегка смоченной в уайт-спирите. И окончательно протираю вазу раствором из растворителя №646 и этилового спирта в соотношении 1:1. Это дает хороший блеск, а на ощупь никаких шероховатостей на вазе не ощущается.
Ваза-ракушка продается.Желающим купить нужно зайти на страничку "Мои работы - 1" или в "Контакты". Цены на свои работы я устанавливаю очень демократичные и объясню почему. Продаю потому, что ставить дома некуда, а отдать даром - это профанация своего труда.
Всего доброго и до свидания!
 |
Ваза из стволовой еловой сувели |
 |
У вазы из стволовой еловой сувели текстура не очень выразительная |
P.S.Как и обещал, информация о второй еловой сувели.Что можно сказать?Хорошо видны широкие годичные кольца.С наружной стороны просматриваются робкие попытки перламутрового блеска.Но они такие робкие, что их почти и не видно.Скромная, ничем особенно не примечательная текстура.Хоть сувель и хвойная, смолы нет и это плюс.Считается, что у стволовой сувели древесина красивее, чем у комлевой, здесь наооборот, комлевая сувель оказалась симпатичнее и ярче.Ну вот, теперь я попробовал поработать с хвойной (еловой) сувелью и для себя делаю такой вывод : в следующий раз, если мне попадется еловая сувель, скорее всего пройду мимо, ничего особенного в ней нет.
Комментариев нет :
Отправить комментарий