2015-12-12

Ваза под фрукты

Ваза под фрукты
    Эту вазу я вырезал из слегка подгнившей березовой сувели и предназначается она под фрукты.
    С сувелями и капами я начал работать с весны 2015 г. и практически с тех пор другими видами резьбы не занимаюсь. Почему я так увлекся сувелями? Наверно к этому меня подтолкнуло желание поиска красивой древесины.
Средняя полоса России не очень богата древесиной с яркой и красивой текстурой. С моей точки зрения это частично можно компенсировать двумя способами : работать с подгнившей древесиной или работать с сувелями и капами.Сувель никогда не повторяется и мне каждый раз очень интересно, что покажет новая заготовка, какой рисунок, какую изюминку преподнесет?
   Сейчас у меня около 40 заготовок и еще на примете штук 8-10.Летом я работал с сувелями так : сначала сушил, а затем вырезал.Сейчас, в холодное время года, методика другая.В моей мастерской нет стационарного отопления, поэтому я не боюсь, что недавно спиленные заготовки потрескаются.Они просто лежат на полу. Периодически я перебираю их и осматриваю.Пока что трещин нет. Выбираю нужную сувель и вырезаю то, что задумал.Затем несу домой и сушу.Затем делаю еще одну заготовку, затем еще и еще.Таким образом, у меня постоянно сушатся 4-5 заготовок. Начинаю работать с первой принесенной сувелью, уже высушенной.Ко времени ее готовности поспевает вторая заготовка и т.д.Эта своеобразная карусель практически бесперебойно обеспечивает меня сухими сувелями. А если мне нужно сократить время сушки, то я вначале варю сувель, затем вырезаю задуманное и только после этого досушиваю.
   На днях спилил с упавшей березы сувель размером примерно 35х25 см.Начал топориком счищать кору.Сувель оказалась немного подгнившей, но не так сильно, как предыдущие (см.здесь). Древесина была не очень плотной, поэтому внутренний объем выбрал недавно купленной стамеской-шабером.Не очень плотную древесину шабер режет легко, работать одно удовольствие.Производительность в этом случае у шабера раза в три-четыре выше, чем у бормашины с обдирочной фрезой. При наружной обработке будущей вазы под фрукты обратил внимание на кольцевые структуры с точечками внутри.Такая текстура характерна для капа! Но у меня же свиль, в этом нет никаких сомнений! Мне повезло : я нашел редкий экземпляр - сувель и кап вместе взятые.Первоначально на стволе образовался кап, потом под ним стала формироваться свиль и вытеснила кап наружу.При этом структура капа немного расползлась по поверхности свили.Такое очень редко, но бывает.Предвкушая удовольствие от "вскрытия" красивой текстуры, начал работать.Забегая вперед скажу, что ожидания меня обманули.Это действительно оказались кап и свиль, но береза-то была валежина!И лежала, наверное, не один год.Под влиянием влаги произошла окраска древесины нароста красителями, содержащимися в коре березы.Древесина стала темно-бежевой, как-бы затушеванной, матовой.Печально, но не бросать же из-за этого работу, тем более, что форма свили была оригинальной. К основной сувели прилепилась еще одна, совсем маленькая и с трухой внутри.Напрашивалось решение - выбрать эту труху, чтобы получился своеобразный кармашек рядом с самой вазой.
   Период, когда я вырезал вазу, следуя ее природной форме, прошел.Я прекрасно понимаю, чтобы работа нравилась, она должна быть оригинальной.Вот и думаешь, что бы такое привнести в форму вазы.Сложный, мелкий узор здесь не уместен, т.к. он потеряется среди замысловатых переплетений текстурных линий.Рисунок должен быть простым и лаконичным.Или же нужно усилить, доработать природную форму свили, чтобы в ней появилась изюминка.Рассуждать легко, а сделать...Недавно один господин-критик раскритиковал одну мою работу за простую, мол, форму.Так критику и невдомек, что иногда форма определяет содержание.Это особенно актуально, когда работаешь с очень ослабленной из-за гнили древесиной.А это и был именно такой случай.Какая уж тут сложность, когда древесина буквально крошится под стамеской.Здесь основное - сохранить и показать именно красоту и своеобразие текстуры подгнившей древесины.Это и есть в данном случае и содержание и форма.Но я отвлекся.Эту фруктовую вазу решил украсить узором из листьев.На вазе есть выпуклые места, как раз для прорезания узора.Но вот ваза вчерне готова.Теперь ее нужно качественно высушить,чтобы затем хорошо отшлифовать и отполировать.
Сушка сувели.Заготовка больших размеров, поэтому заворачивал ее для сушки не в газеты, а в бумажные обои.Прекрасно сушится! До сушки ваза весила 1776 грамм, после 21 дня сушки ваза стала весить 1354 грамма. Ваза "похудела" на 422 гр., т.е. ее вес уменьшился на 23%, почти на четверть от начального веса.Недосягаемый результат для многих дам, желающих похудеть при помощи всяческих модных диет, порой весьма дорогих и весьма сомнительных.Милые дамы!Заворачивайтесь на ночь в газеты и укрывайтесь полиэтиленовой пленкой!Похудение вам гарантировано!
   Но вернусь к своей похудевшей и стройной вазе.Несу ее назад в мастерскую и начинаю шлифовать.Наждачным грибком зернистости 16Н шлифую наружную поверхность вазы.Да, вот он, рисунок, проступил.Красивый, но какой-то приглушенный, матовый, жаль.После шлифовки грибком шкуркой такой же зернистости сглаживаю неизбежный "целлюлит" на вазе вручную.Вот теперь можно нанести рисунок и вырезать узор из листьев.Вместо задуманных семи листьев получилось аж тринадцать.Но вот форма вазы такова,что большая часть узора расположена снизу, т.е. узор просматривается не весь.Все таки нужно и форму вазы и узор прорисовывать заранее, чтобы он располагался весь на виду.
Отделка вазы под фрукты.Древесина вазы местами ослаблена из - за опрелости.Поэтому желательно ее пропитать маслом.Ранее я пользовался обычным льняным нерафинированным маслом.Все хорошо, но мне не нравилось, что древесина темнела.А у этой сувели древесина и так матовая, а потемнеет, совсем ничего не видно будет.Но тут я купил льняное масло рафинированное техническое осветленное.Попробовал его на деревяшке, как-будто прозрачное, не темнит древесину.Так и быть, пропитываю этим маслом.После высыхания масла (5 дней) наношу 3 слоя алкидно-уретанового лака.Промежуточную шлифовку провожу на сухую металлической ватой.Последний слой шлифую с добавлением масла.Полировка выполнена при помощи автополироли.Лак выбрал глянцевый.Хотя, мне кажется, что по темной древесине лучше применять полуматовый лак.В крайнем случае, последний слой можно положить глянцевый.Но в данном случае выбор глянцевого лака себя оправдал.
Резная ваза под фрукты из сувели березы.Слева виден кармашек - балкончик.

Ваза из сувели березы.Пропитка льняным маслом.

Ваза под фрукты из сувели березы "Серенада"

Текстура вазы крупным планом

Текстура крупным планом

Фрагмент вазы - рельефные листья

Рельефный узор из листьев на вазе

Рельефный узор из листьев на вазе
   В вазе можно хранить фрукты, а в кармашек бросать косточки.Как сейчас говорят - два в одном! Вазу под фрукты можно купить в качестве подарка.Для этого нужно зайти на страничку "Мои работы - 1".
          Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий