2015-11-28

Маленькая вазочка

         Всем привет!
Вазочка из сувели черемухи
   Продолжаю тему о работе с сувелями и капами.У каждого резчика по дереву есть, наверное, своя специализация, свой любимый "конек". В настоящий момент я занимаюсь сувелями и эту тематику менять пока не собираюсь.О работе с сувелями березы и ольхи я уже писал.Сегодня речь пойдет о маленькой вазочке из сувели черемухи.
   Я как - то сетовал, что в моем районе нет ольшаников.Оказывается, это не совсем так.Нужно, как говорится, места знать.Товарищ показал мне большой и густой ольшаник.Ольха на опушке была густо "разбавлена" еще какими-то деревьями.Присмотревшись, я признал черемуху обыкновенную (есть еще черемуха Маака и виргинская). Деревьев черемухи было много, деревья рослые, с хорошими стволами.И на многих деревьях росли сувели!Правда, не очень большие : самая большая примерно сантиметров 15х10.Эту сувель черемухи я и спилил.Древесина на спиле красно-коричневая, плотная и блестящая.Древесина тяжелая, отчетливо видны крупные годичные кольца с красно - бурыми разводами.
   Черемуха обыкновенная произрастает повсеместно в Европейской зоне России, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.Взрослые деревья достигают высоты 10 метров.Древесина тяжелая, плотная (720 кг/куб.м), не боится влаги, при высыхании не коробится и не растрескивается.Хорошо протравливается и окрашивается.Древесина черемухи позволяет создавать тонкие и мелкие детали в резьбе по дереву, используется в токарных работах.Это данные Википедии.
   Дело было в октябре.Я сразу снял кору и начал работать с заготовкой.Обдирочной фрезой сырая древесина снимается легко.Внутри проявились темно-коричневые полосы.Общая картина смотрелась интересно, но что будет дальше, сказать трудно.При высыхании текстура может сильно измениться.Вырезав эту маленькую вазочку вчерне, унес заготовку домой на просушку.Сушил ускоренным способом (см.здесь), завернув сувель в газеты и поместив в целлофановый пакет.Влагу заготовка отдавала неохотно, за сутки не более 8-10 грамм.Таким образом сушил сувель 10 дней.Еще 3 дня сушил вазочку просто в газетах, без пакета.Такого размера березовая сувель сохнет гораздо быстрее, не говоря уже о сувели ольхи.Хоть Википедия и говорит, что черемуха при сушке не растрескивается, моя заготовка дала три небольшие трещины, а в тонком месте, где проходила свиль, лопнула.Может это характерно только для сувелей черемухи, а не для стволовой древесины, не знаю.По одной заготовке судить нельзя.После сушки немного доработал вазочку и перешел к шлифованию.Сувель черемухи шлифуется тяжело.Чтобы прошлифовать такую маленькую вазочку, понадобился целый рабочий день.После шлифования проявилась текстура древесины.Все сувели, с которыми я работал, будь то березовые или ольховые, объединяет одно - хорошо выраженная "мраморность" рисунка древесины, перламутровый отлив.Здесь этого нет.На светлых участках сувели видна некая муаровость рисунка и слабый перламутровый отлив.
У маленькой вазочки из сувели черемухи оригинальная текстура древесины
Но это все не ярко выражено.Внутри сувели преобладают коричневые пятна и полосы на кремовом фоне.То ли это характерно для сувели черемухи, то ли это одеревеневшие вростки коры, я не разобрал.Коричневые вкрапления в некоторых местах "посечены" тоненькими свилеватыми бороздками.Сразу становится очевидно, что вазу перед лакировкой придется грунтовать, чтобы закрыть эти бороздки.По одной сувели нельзя, конечно, делать обобщения.Может мне попалась такая не "мраморная", а может быть это из - за небольших размеров (не выросла еще!). Спору нет, древесина черемуховой сувели своеобразная и красивая, но я ожидал большего.Параллельно с этой вазочкой я вырезал вазу из капа березы.Так древесина черемухи при тактильном контакте прохладная, а березы теплая!
Маленькая вазочка из сувели черемухи после сушки
Вазочка из сувели черемухи

Маленькая резная вазочка отлакирована.

После лакировки

Черемуха-холодная, а береза-теплая!
Лакировка сувели.На этой вазе я решил опробовать новый для себя метод лакировки - кисточкой, в несколько слоев с промежуточной шлифовкой и финишной полировкой.Лак выбрал глянцевый алкидно-уретановый.Мне этот лак нравится.Он хорошо проявляет текстуру древесины, не так сильно пахнет, как нитролак, стоек к истиранию и перепаду температур.Недостаток - долго сохнет.Мне, чтобы покрыть вазу одним слоем лака, нужно 5 часов.Вначале наносится слой лака на верхнюю часть вазы, пауза до высыхания на отлип - 5 часов, а затем наношу лак на нижнюю часть вазы.Ну и нужно какое-то время следить, чтобы не было потеков, убирать их кисточкой.Перед лакировкой грунтую вазу : 80% лака и 20% уайт-спирита.Так как древесина очень плотная, то можно растворителя и 25%. Через 1,5 суток прошлифовал вазу шкуркой 4Н (280) и нанес первый слой лака.Лак наношу беличьей кисточкой №8.Через 4 дня прошлифовал первое лаковое покрытие шкуркой М40 (400) и нанес второй слой лака.Здесь я недоглядел : ваза очень гладкая и лак стек в углубление внутри, образовав "лужицу". Пришлось полузастывший толстый слой этого лака сдирать и лакировать снова (только это место). Через 4 дня слегка протер вазочку растительным маслом и легко прошлифовал металлической ватой.После этого нанес на поверхность автополироль с воском карнаубы и отполировал фетровым кружком.Остатки пасты убрал чистой тряпочкой и еще хорошо протер вазу суконкой.На лакировку маленькой вазочки ушло в общей сложности 10 дней.Но это того стоит, я считаю.Ваза очень гладкая и хорошо блестит.
   Для себя я сделал такие выводы :
1.При лакировке кисточкой нужно быть очень внимательным и терпеливым.
2.И первую и вторую шлифовки можно делать металлической ватой с маслом.Если все же где-то образовались капли или потеки, тогда уж применять шкурку.
         Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий