2015-11-01

Декоративные вазы из дерева

Декоративная ваза из шпальта березы
  Заголовок не совсем точно отражает содержание статьи.Правильнее было бы назвать "Декоративные вазы из подгнившей древесины" или "Особенности работы с подгнившей древесиной". Так сделано в угоду поисковому роботу, а точнее с целью оптимизации запроса к поисковой выдаче.
   Странно устроен мир! То, что содержит в себе некую порочность, чаще всего обладает и притягательной силой.Например то, что в древесиноведении считается пороком, в резьбе по дереву может считаться красотой.
   Итак, речь пойдет о том, что и как можно вырезать из подгнившей, прелой, чуть трухлявой древесины (по другому еще ее называют шпальт).Почему вдруг такая странная тема?Все просто.Во время очередного похода в лес нашел и спилил четыре сувели с упавшей березы.При ближайшем рассмотрении находок выяснилось, что все четыре с пороком.У одной была гнилая сердцевина. Гнилая древесина легко выковыривалась пучками волокон.К тому же она была поедена короедом.Вторая сувель оказалась трухлявой. А у двух больших середина была прелой, мягкой, но края были более - менее твердыми.Мне понравился цвет древесины у всех четырех сувелей.Преобладал оранжевый с черными, белыми полосами и вкраплениями, фиолетовые, бурые, желтые цветовые переходы и волны.У малой сувели цвет отливал зеленым.Жаль было выбрасывать такую красоту и я решил попробовать - что из этого получится (если что-нибудь получится). Теперь немного теории из древесиноведения.
   Древесина изменяет свой цвет и гниет при развитии в ней особых грибов или бактерий.Поражающие древесину грибы состоят из тончайших нитей - гифов.
Поражающие древесину грибы бывают окрашивающие и дереворазрушаюшие.Гифы окрашивающих грибов изменяют цвет древесины, не разрушая ее клеток.Появление и развитие окрашивающих грибов говорит о благоприятных условиях для развития и дереворазрушающих грибов.Гифы дереворазрушающих грибов вырабатывают ферменты, которые растворяют стенки клеток древесины. От этого древесина становится пористой, рыхлой, ее прочность понижается и она разрушается.Развитие дереворазрушающих грибов происходит при температуре от 2 до 35°, при влажности древесины от 18 до 120%. Наиболее благоприятны для развития грибов температура от 15 до 25° С и влажность древесины от 30 до 60%.
Особенно велико разрушительное действие грибов в условиях переменной влажности и переменной температуры.Различают такие стадии разрушения древесины.
Задыхание.
Возникает при определенных условиях в древесине безъядровых лиственных пород (чаще в березе, буке, грабе) и заключается в болезненном изменении при хранении во влажном состоянии в теплое время года. Процесс изменений   проходит две стадии : первая стадия называется задыханием, вторая - мрамором. Задыхание в свою очередь проходит две подстадии : вначале появляется однотонная красновато-бурая окраска древесины - происходит так называемое обурение; в дальнейшем в окраске появляется полосатость (буровато-серые, буровато-фиолетовые и темнобурые полосы) - образуется подпар, который переходит затем в мрамор.
Мрамор (мраморная гниль).
Развивается в древесине безъядровых лиственных пород и является конечной стадией задыхания.На фоне побуревшей древесины появляются выцветы в виде белых пятен и полос, которые иногда разделяются тонкими извилистыми черными линиями.Возникает рисунок, напоминающий мрамор.В конечной стадии древесина становится легкой, мягкой и рыхлой.Мрамор начинается примерно через месяц после появления задыхания и распространяется в теплое время года вдоль волокон древесины со скоростью около 20 см в месяц.
Наружная трухлявая гниль.
Может быть на древесине всех пород. Развивается на срубленной древесине, находящейся длительное время в неблагоприятных условиях эксплуатации или хранения. Загнивание начинается с наружных частей   и постепенно проникает в глубь древесины. В некоторых случаях гниль может появиться во внутренних слоях, куда споры грибов попадают через глубокие наружные трещины. Древесина вначале окрашивается в светлобурый цвет, причем уже в этой стадии наблюдается явное снижение механических свойств. В дальнейшем древесина становится бурой или темнокоричневой, в ней появляются трещины вдоль и поперек волокон, она распадается на призматические кусочки, легко крошится и растирается в порошок.
   Я знаю, что есть мастера, которые специально ищут подгнившую древесину для токарных работ.Даже строят специальные компосты и сгнаивают здоровую древесину с целью получения красивой и необычной текстуры.А на западе есть специализированные магазины, где можно купить шпальт.
Декоративные вазы из подгнившей сувели березы
Ваза №1.
Начал работать с заготовками.У малой сувели были ярко выраженные признаки мраморной гнили : снаружи черные и белые волнистые полосы, внутри различное сочетание цветов от белого до черного.Снаружи снял около сантиметра трухи.Дальше была плотная древесина.Сердцевина тоже оказалась очень мягкой, ее легко выбрал полукруглой стамеской.Быстро придал заготовке нужный вид.Вернее форму заготовки определяло то, что осталось от трухи.Встал вопрос : как же теперь шлифовать эту древесину.Ведь она очень мягкая, рыхлая, шкурка тут же забивается.Да и сама древесина очень влажная.Решил пока высушить сувель.А в дальнейшем, если потребуется, буду укреплять верхний слой клеем ПВА.Принес заготовку домой, завернул в газету, поместил в пакет и поставил возле батареи.За 4 дня заготовка высохла.После высыхания древесина стала тверже и ее можно было смело шлифовать.После шлифования, чтобы укрепить древесину, пропитал ее льняным маслом.Заготовка немного потемнела.Чтобы вернуть древесине влажный изначальный блеск и окончательно убить возможный процесс гниения, после высыхания масла покрыл вазу алкидно-уретановым лаком.Итак, ваза №1 из подгнившей древесины - "Туман над болотом".
Полосы - это следы мраморной гнили
Вазочка до пропитки маслом

Декоративная вазочка из дерева после пропитки маслом

Вид вазочки сверху

Ваза №2.
Это та, которую поел короед.Стенки этой сувели прочные, гнилая только сердцевина.Если посмотреть на свет, видны сквозные круглые отверстия - это ходы личинок.Некоторые мастера нарочно состаривают древесину, имитируют следы шашели и другие следы времени.А здесь уже готовая, "состарившаяся" заготовка.И следы короеда, думаю, ничуть не ухудшат декоративное восприятие вазы.Будем считать, что это старинная бабушкина ваза.
Под прелой сердцевиной на дне оказалась подгнившая "вставка". Пошевелил ее стамеской, она и выпала.Образовалась дыра около двух сантиметров в диаметре.С обратной стороны заклеил отверстие скотчем.Смешал в соотношении 2:1 древесную березовую муку и соду.Насыпал слой в "кратер"и сверху накапал цианокриловый клей (обычный суперклей "Момент"). Сверху еще подсыпал порошок, еще накапал клея и т.д.Под действием клея порошок из древесной муки и соды мгновенно твердеет и по прочности становится как пластмасса.Таким образом, за считанные секунды получилась прочная заплатка.Работать при этом нужно в очках и держать заготовку на отлете.В результате зкзотермической реакции выделяется газ, который может вызвать раздражение слизистой носа и глаз.
Заделка дыры в вазе
В остальном проблем в работе с вазой не было.Ваза пропитана маслом.Ваза №2 из подгнившей березы - "Старая ваза".
Ваза до пропитки льняным маслом

Декоративная ваза из подгнившей сувели березы после пропитки маслом.

Ваза №2 из подгнившей сувели березы
Вазы №3 и №4.
Заготовки одинаковые по фактуре и даже похожие по форме.Эти две сувели находились, как я понимаю, в стадии обурения, т.е. до мраморной гнили еще не дошло.Странное дело, валежина пролежала не один год, а древесина оказалась очень сырой.Видно было, как из-под стамески выступала влага.Разница между первоначальной заготовкой и высушенной видна на фото.При работе с этими заготовками я рассуждал так.Срежу по максимуму мягкий слой, придам вазам нужную форму.В мастерской температура около 7 градусов, поэтому я не боялся, что дерево растрескается.После "утончения" заготовок напряжение в древесине, связанное с испарением влаги, уменьшается и уменьшается риск появления трещин.Значит, их можно нести в квартиру и там сушить.Но процесс сушки должен быть плавным.Первоначально я ставил пакеты с заготовками подальше от батареи отопления.Через пару дней начал ставить рядом с батареей, а еще через 2-3 дня ставил прямо на батарею.Ваза №3 до сушки весила 720 г, ваза №4 - 856 г. Каждые сутки вазы теряли в весе стабильно по 12 г ваза №3 и по 20 г ваза №4.Так я сушил их 8 дней.Еще два дня выдерживал просто завернутыми в газету на комоде.Интересно, что при сушке только в газетах, без пакета, интенсивность испарения почти удваивается.Но это меня уже не пугало, так как большая часть влаги испарилась.В итоге после сушки ваза №3 стала весить 530г (-190г!), а ваза №4 546г (-310г!!). Никаких деформаций при сушке не было.Древесина стала прочнее и посветлела.Теперь я отнес вазы в мастерскую, отшлифовал и отполировал их.Из фотографий видно, на сколько отличаются заготовка и высушенная и отполированная ваза.
   Вазы обильно пропитал маслом, которое впиталось без остатка.После пропитки маслом и полировки суконкой вазы стали благородного красно-коричневого цвета с красивыми текстурными разводами годичных колец.В руках вазу держать очень приятно.Она гладкая, как мрамор и вместе с тем шелковистая.Ваза №3 - "Ладья", ваза №4 - "Ковчег".
Ваза в процессе работы

Ваза из подгнившей сувели березы пропитана маслом

Текстура вазы после пропитки маслом стала контрастнее.

Вид вазы сверху.

Ваза №3 "Ладья"
Мокрая, подгнившая заготовка

Высушенная заготовка

Ваза из подгнившей сувели березы пропитана маслом

Ваза №4 "Ковчег".

Выводы:
  1. С подгнившей древесиной можно и нужно работать.
  2. Для укрепления подгнившей древесины бывает достаточно ее плавно высушить и пропитать маслом.
  3. Процесс гниения после таких операций прекращается и показанные выше декоративные вазы можно хранить сколько угодно долго.

          Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий