2015-11-07

Большая ваза

Большая ваза
   Эта ваза-самая большая из всех, что я вырезал.Поэтому такой заголовок.
  Все в мире относительно и вот тому пример : если в древесиноведении сувель - это изъян ,порок древесины, то в резьбе по дереву это прекрасный и ценный материал.
У меня около 20 лет хранилась большая ольховая сувель. Распилил ее пополам и из одной половинки вырезал вазу.Сейчас пришла очередь второй половинки.Вторая половина сувели оказалась более вязкой и твердой (и так бывает!). А я как раз в это время приобрел электростамеску-шабер Skil.Радостный, решил этой электростамеской выбирать "нутро" вазы.Но не тут-то было!Часть вазы, где древесина более-менее прямослойная, стамеска резала легко.А там, где изобиловали свили и древесина вязкая, стамеска древесину не брала.Пришлось воспользоваться старым проверенным инструментом - бормашиной "Профиль"с игольчатой фрезой.Игольчатой фрезе все нипочем, сдирает любую древесину.Есть только один большой минус.Пыль при работе фрезой создается такая, что все в мастерской покрыто слоем этой пыли.Работать можно только в респираторе.Пришлось соорудить загородку, в которой я и работаю бормашиной.У меня есть старый пылесос, попробую его приспособить для вытяжки пыли.
   Технология резьбы этой большой вазы практически ничем не отличается от предыдущей, поэтому подробно останавливаться на этом не буду.Дизайн вазы подсказала форма самой заготовки.В теле сувели был свищ, который при обработке вазы прорезался насквозь, образовалось отверстие.В декоративных целях я не стал его заделывать вставкой или шпаклевкой.Хотя знаю способ шпаклевания таких больших дыр за считанные секунды.Об этом можно прочесть здесь.Снаружи вазы были различные наплывы древесины.Из одного наплыва получилась спираль, похожая на аммонита (ископаемый моллюск спиралевидной формы). Из других наплывов получились листья, а между ними притаилась птица с поднятыми крыльями.Внутренняя часть вазы оказалась почти без пороков - всего лишь один вросток коры и трещинка.В предыдущей вазе такие изъяны я зашпаклевывал клеем ПВА с древесной мукой из ольхи.Но при высыхании эта шпаклевка стала чуть светлее основного фона.Поэтому теперь подкрасил шпаклевку акварельными красками.Стенки вазы постарался сделать максимально тонкими.А чтобы не прорезать стенку насквозь, постоянно проверял толщину самодельным приспособлением.Можно при этом ориентироваться и на звук : где стенка тонкая, звук от фрезы резкий, высокий.Где стенка толстая, звук глухой.Но при шлифовании все таки прорезал вазу в двух местах насквозь!Ликвидировал дыры таким образом.С обеих сторон заклеил прорези бумажным скотчем.А затем с обеих сторон наложил по два слоя шпаклевки с промежуточной сушкой.И все хорошо закрылось, дыр как и не было.По весу ваза получилась очень легкой.
   Ответственный этап - шлифование.Первоначально я сразу приступал к шлифованию наждачным грибком из шкурки № 16Н. Поверхность становилась гладкой, но не идеально ровной.А на сувели нужно стремиться к тому, чтобы поверхность была ровной, без минимальных впадинок и бугорков.Тогда свет будет отражаться правильно и древесина "заиграет". Теперь я начинаю шлифовать вручную грубой шкуркой № 32Н, чтобы выровнять поверхность.Затем убираю царапины шкуркой 16Н.И только после этого перехожу на механизированную шлифовку шкурками №№ 8Н, 5Н, 40М и затем полирую войлочным кружком.Есть и другой вариант : вначале шлифую грибком № 16Н (все таки грибок быстрее сошлифовывает неровности), а затем вручную грубой шкуркой выравниваю поверхность и т.д.Вот теперь поверхность идеально гладкая, при тактильном контакте никаких неровностей не ощущается.
Большая ваза из ольховой сувели.Спиральный завиток похож на ископаемого моллюска - аммонита.Пропитка маслом

Большая ваза из ольховой сувели.Вид сбоку.Отделка - льняное масло

На боку вазы просматривается стилизованное изображение птицы

По прошествии времени я покрыл эту большую вазу из сувели ольхи водным лаком.Лак отлично лег на поверхность.Вот так ваза выглядит под лаком.
Ваза покрыта водным лаком

Ваза из сувели ольхи после отделки водным лаком
Отделка вазы.Скажу честно : первоначально я не был приверженцем отделки маслом.Но после того, как пропитал предыдущую вазу из ольхи льняным маслом, поменял свое мнение.Отполированная древесина под маслом выглядит прекрасно : переливы, сияние - все на месте, ничего не пропало.И на ощупь древесина, покрытая маслом, остается идеально гладкой и шелковистой, ее приятно держать в руках.Ну и не забываем, что масло - экологически чистый продукт!Лак, именно в этом плане, проигрывает.На ощупь он холодноват, ощущаются неровности (а чтоб их не было, лак нужно шлифовать и полировать - это дополнительная работа). Поэтому и на этот раз я пропитал вазу обычным нерафинированным льняным маслом комнатной температуры.Минут через 40 протер вазу кусочком плотного сукна (отличный материал для полировки!). В дальнейшем каждый день, пока ваза не высохла, полировал ее сукном.Сохнет масло дней 5-8.Моя мастерская не оборудована системой отопления.Поэтому для пропитки маслом я уношу изделия домой.Чтобы древесина не впитала в себя влагу из воздуха при переноске, заворачиваю ее в целлофан.А в квартире, чтобы избежать опасности появления трещин (ольха, даже сухая, подвержена растрескиванию), сутки выдерживаю вазу на балконе, завернутую в газеты.И только после этого вношу в комнату и пропитываю маслом.Некоторые специалисты подчеркивают, что льняное масло должно быть только рафинированным и осветленным.Иначе оно, мол, не высохнет.А я, основываясь на личном практическом опыте, подчеркиваю,что нерафинированное масло сохнет!
   Все, большая ваза закончена.Наступает момент, ради которого, собственно говоря, все и затевается - момент любования.Можно сесть и полюбоваться своей работой несколько минут.Приглашаю и вас, уважаемые читатели, на процесс любования.
   Эту вазу можно купить.Сколько она стоит, не знаю.Предлагайте свою цену.Для этого со мной можно связаться по почтеamorezovet1900@gmail.com, все обсудим.
          Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий