2015-09-26

Ваза из ольховой сувели

Ваза из ольховой сувели
      Здравствуйте, коллеги!
  В районе, где я проживаю, очень мало ольхи, а ольшаников практически нет.Это очень огорчительно, т.к. ольха прекрасный материал для резьбы по дереву.А вот в Енисейске, где я служил в ВС, много ольшаников. Причем на тамошней ольхе часто растут сувели, нередко по несколько штук на одном стволе.Одну такую большую круговую сувель я привез в Подмосковье, к своему новому месту службы.Заготовка пролежала в мастерской целых 20 лет!Первоначально я планировал вырезать из этой сувели напольную вазу, размеры и форма сувели идеально для этого подходили.Но когда я взялся за эту древнюю ольховую сувель, оказалось, что ствол сильно ослаб, стал трухлявым, да еще на нем хорошо попировал древоточец.А вот сама сувель сохранилась хорошо.Что делать?Пришлось вооружиться бензопилой и распилить сувель на две половинки.Из одной половинки получилась вот такая резная ваза :
Резная ваза из ольховой сувели
А это сама ольховая сувель.Размеры, форма - мечта резчика!
Ольховая сувель

Из этих двух половинок сувели будут вырезаны две вазы

Обработка заготовки электрорубанком
До этого я сделал несколько резных ваз из березовой сувели, так что некоторый опыт уже был.Теперь решил более тщательно продумать дизайн ваз (из двух половинок - две вазы). Заготовки большие, одна 44 х 38 х 25 см, другая 40 х 36 х 23 см.Так что есть где разгуляться фантазии.Эскиз рисовать не стал : мысленно я много раз представлял себе, как будет выглядеть ваза.Поскольку заготовка больших размеров, то и технология работы несколько изменилась.Для черновой обработки наружной поверхности использовал электрорубанок. Электрорубанок небольшой по размерам и не тяжелый, так что им удобно работать одной рукой.Что смог, подравнял электрорубанком.Этим я уже сократил время работы.Древесина ольхи гораздо мягче, чем у березы.Поэтому попробовал использовать для выборки древесины широкое перовое сверло.Но ничего не получилось : сверло "плавало", древесину выбирало плохо и я оставил эту затею.Тогда бензопилой внутреннюю часть вазы порезал на квадратики и, сколько смог, подрезал эти квадратики.Таким образом выбрал примерно половину внутреннего объема - еще экономия времени.
Внутри заготовка "пошинкована" бензопилой

Ваза в процессе работы : наружная поверхность обработана "ежиками" - сферическими фрезами

Приспособление для измерения толщины стенок

Эскиз листьев
Внутри вазу обрабатывал полукруглыми стамесками.Немного поработал широкой клюкарзой, ложечным резцом и обдирочной фрезой.На одной стороне вазы было несколько изъянов - трухлявая вросшая кора.Поначалу я хотел оставить эти вкрапления коры в целях усиления декоративного эффекта.Но кора оказалась очень хрупкой.Поэтому сильно попорченные места зачистил, промазал клеем ПВА и зашпаклевал древесной мукой на клее.Здесь я сделаю маленькую ремарку.Для шпаклевки нужно брать именно муку, а не опилки.Шпаклевка из опилок, даже очень мелких, не обеспечит гладкую поверхность, будут мини-ямки, как не шлифуй.
   После того, как ваза была вчерне обработана снаружи и внутри, прошлифовал наружную поверхность.Если поверхность не выровнять, а сразу начать шлифовать наждачным грибком, она не будет ровной.Как не старайся, а на наружной, выпуклой поверхности грибок оставит еле заметные неровности : бугорки и дорожки.Поэтому я решил так : тщательно выровнять поверхность, а затем уже шлифовать грибком.Если не получится, то и дальше снаружи буду шлифовать вручную.Чтобы быстро выровнять наружную сторону вазы, начал с наждачной шкурки 63Н.После нее остаются глубокие следы, но поверхность она выравнивает быстро.Для сглаживания царапин и выравнивания поверхности перешел на шкурки 32Н и 20Н.
  Теперь, когда наружная поверхность обозначилась, а стенки еще с запасом по толщине, можно было приступать к разработке рисунка.Мне хотелось вырезать листья с перевязкой и так, чтобы они шли по краю вазы.Обычно листья располагают снаружи.Я же захотел,чтобы листья являлись стенкой вазы.Такую работу я никогда не выполнял, поэтому дело шло медленно.Долго прикидывал, как выполнить саму перевязку - это красивый и, пожалуй, главный элемент рисунка.В итоге получилось целых три варианта.
  На этой резной вазе моя бормашина Профиль Б-02 "споткнулась" : надломилась одна из жил реверсивного кабеля.А сломалась жила потому, что реверсивный кабель короткий, при работе он на весу.Соединительная муфта тяжеловата, т.е. место ввода кабеля в хвостовик дрели постоянно под нагрузкой.Со временем проводок и надломился.Новый реверсивный кабель я пристыковал к педали выключения.В таком варианте он лежит на полу и место ввода кабеля в дрель не так нагружено.А лучше, если бы вместо реверсивного кабеля стоял полярный переключатель.Тогда направление вращения шпинделя можно будет менять легко и быстро.Качество соединительных колодочек оставляет желать лучшего : при работе они греются и их не так-то легко разъединить, чтобы отключить реверс.
  Но вернусь к своей вазе из ольхи.Закончил рельефную резьбу листьев и можно переходить к отделке - шлифовке, полировке и пропитке маслом.О шлифовке я писал и не раз, так что на этом останавливаться не буду.Замечу только, что на древесине с красивой текстурой шлифовка должна быть выполнена очень и очень тщательно.И еще, большую поверхность трудно отшлифовать грибком так, чтобы она была ровной.Большую часть шлифования приходится выполнять вручную,чтобы задать нужный уровень, так сказать"гладкость"поверхности.А грибком если и работать, то на последнем этапе шлифования, без сильного нажима и использовать мелкую шкурку 4Н или М40.Нужно так же учитывать, что древесина ольхи значительно мягче древесины березы.Поэтому перед шлифованием микронной шкуркой или перед полировкой войлочным грибком нужно обязательно смочить поверхность, чтобы поднять ворс.
   Но вот он наконец настал - день любования!Так я называю последний день работы, когда изделие готово, его можно поставить на стол и полюбоваться им.Не скрою - это самый приятный момент во всем процессе творчества.Только вот процесс любования отравляют мысли, что сделано не так, как хотелось, есть промахи.Стенки вазы нужно было более плавно сводить книзу, тогда рисунок листьев виден был бы лучше, а сами листья нужно было сделать крупнее, ну и т.д.
Ваза вырезана и отшлифована, но маслом еще не пропитана

Два слова о финишной отделке.Поскольку ваза предназначена для фруктов, лаком решил ее не покрывать, а льняным маслом.
   Специалисты рекомендуют использовать рафинированное, осветленное льняное масло.Я один раз применял масло для отделки и это было нерафинированное масло.Оно высохло за 2-3 дня, древесина на ощупь стала шелковистой.Поэтому в этот раз я тоже использовал нерафинированное масло.Нанес масло на поверхность вазы, тщательно растер его поперек и вдоль волокон.Через 40 минут убрал тряпочкой излишки.Через час располировал масло суконкой.Полировал вазу каждый день, пока масло не высохло окончательно.На это ушло 3 дня.Масло замечательно проявило всю красоту древесины ольховой сувели.Поверхность стала с перламутровым переливом, с сияющими жилками.Жаль, что фотография не передает всей красоты текстуры ольховой сувели.
Ваза пропитана льняным маслом

   Резная ваза готова.Назову ее "Деревенская". Эту резную вазу, как и остальные мои работы, можно купить.Для этого нужно зайти в "Контакты".
         Всего доброго и до свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий