2015-08-01

Сушка березовых сувелей

   У резчиков по дереву всегда есть вопросы, как качественно и быстро сушить березовую сувель.Мнений по этому вопросу много, как много и неясностей.Приступая к работе с сувелями, я решил этот вопрос изучить на личном опыте.Испробовал несколько способов сушки березовых сувелей.Здесь привожу некоторые из них с максимально подробным описанием.
Метод №1.Сушка сувели в газете и пакете.
Спилены две сувели (о сувелях и капах смотрите здесь) в мае, в период интенсивного сокодвижения.Сувели стволовые, размеры их примерно одинаковые, в пределах 23х20х10 см.Кору снял сразу же, она легко снялась плоской отверткой.Заготовки оказались мокрыми, влага так и выступала.Каждую из сувелей плотно обернул тремя газетами и поместил в целлофановый пакет.
Сувели в газетах и пакетах сушатся на солнце
Бумага, газеты в частности, отличный теплоизолирующий материал, они не дают древесине быстро нагреться.Влагонепроницаемый пакет создает эффект парилки.Черный пакет потому, что он сильнее нагревается от теплового излучения - солнце летом, батарея отопления зимой.Все это выравнивает скорость испарения влаги из заготовки и предотвращает растрескивание.
   Пакет завязал, но оставил отдушину.Так сушил заготовки в течение десяти дней при комнатной температуре, примерно 20-22 градуса.Два раза в сутки менял газеты.Газеты были влажными, а в пакете капельки конденсата.Когда потеплело, стал выносить пакеты на улицу на солнцепек.Так сушил еще 15 дней.Газеты менял при этом один раз в сутки.Итого сушил 25 дней.На 25-й день газеты были практически сухими.Насверлил в сувели отверстий.Стружка была сухая.Трещин в заготовках нет.
Вывод : по этому способу даже очень мокрые сувели высыхают за 25 дней без трещин.Цвет древесины остается естественным.
Метод №2.Варка сувели.
Спилены две сувели в середине июля.Стволовая сувель размером 24х18х9 см и прикорневая сувель размером 25х20х14 см.Кору снял сразу плоской отверткой.Сувели мокрые, в соку.
Сувели до варки.Срез потемнел от выступившего сока.
Два дня заготовки пролежали в сарае, температура там ночью примерно 14, а днем около 22 градусов.На 3-й день приступил к варке обеих сувелей. Поместил их в большую кастрюлю (нашлась ненужная в хозяйстве!) и залил водой так, чтобы вода покрывала заготовки на 2 см.Засыпал крупную поваренную соль из расчета 2 столовых ложки с верхом на 1 литр воды.Добавил три больших пригоршни мелких хвойных опилок.Когда варево закипело, убавил огонь, чтобы только булькало.
Сувель в рассоле и с хвойными опилками
Варил малую сувель три дня по 4 часа.После каждой варки сувели доставал из рассола и хранил в комнате в пластмассовом тазу, температура в комнате около 22 градусов.На следующий день продолжал варить, промежуток между варками составлял 15-20 часов, не больше.
После трех дней варки цвет изменился
Зачем сыпать соль, опилки и вообще варить?Физика процесса здесь такая.В жидких средах существует явление осмоса.Заключается оно в следующем.Если разделить две жидкости разной плотности проницаемой мембраной, то начнется односторонняя диффузия (переход) менее плотной жидкости в более плотную.В древесной клетке, стенки которой являются мембраной, находится жидкость - древесный сок.За стенками древесной клетки имеется соляной раствор, плотность которого выше плотности древесного сока.Налицо условия для возникновения осмоса.При варке влага из древесины переходит в соляной раствор, заготовка обезвоживается, высушивается.Сам процесс варки нужен для увеличения скорости диффузии жидкости.А опилки нужны для окрашивания древесины.Сорт опилок или коры (ольховые, березовые, хвойные...) влияет на цвет древесины.Хвойные, например, дают окраску от светло- охровой до красно-коричневой, а березовая кора от розового окраса до темно- коричневого.Продолжительность варки влияет на интенсивность цвета.Я подробно останавливаюсь на этом потому, чтобы можно было вам, дорогие читатели, в дальнейшем осознанно варьировать этот процесс.
   Итак, малую сувель варил 3 дня по 4 часа = 12 часов.Сувель окрасилась, стала розово-коричневой.Ночь сувель пролежала в комнате, затем я плотно завернул ее в газеты и поместил в целлофановый пакет.На следующий день проверил газеты, они оказались практически сухими.Для контроля еще один день подержал сувель в газетах и пакете при комнатной температуре.И на второй день газеты были сухими.Тогда я положил сувель на полку в комнате и оставил ее так.Каждый день переворачивал и проверял.Трещин не было.
Вывод : небольшая березовая сувель без коры, размером до 25х20х10 см после трехдневной варки в соляном растворе становится практически сухой.Работать с нею можно на 3-4 день после варки.Трещин нет.
   Вторую сувель варил еще два дня по 4 часа.На 4-й день варки добавил еще пригоршню опилок и немного соли.Воду подливал по мере ее выпаривания.Итого вторая сувель варилась 20 часов.Цвет заметно изменился - стал красно-бурым.Бензопилой, сколько смог, выбрал древесину внутри. Внутри цвет еще более насыщенный, почти бордовый.Думаю, что после обработки эта сувель будет очень красивой по текстуре.
После пяти дней варки
После того, как заготовка после варки полежала в комнате часов 15-16, попробовал работать с ней - электрорубанком подровнял низ заготовки.Но сувель оказалась настолько пропаренной, что стали лохматиться волокна.Тогда я решил посушить ее 1-2 дня по методу №1.Но и на 2-й и на 3-й день наружные волокна были еще мягкими и я решил сушить ее дальше в газетах и пакете.На 4-й день газеты стал менять 1 раз в сутки.Температура сушки - комнатная.Два дня было солнечных (такое наше московское лето!) и я выносил пакет на двор.Газеты при сушке были чуть влажными, а конденсата в пакете не было.К концу 10-го дня сувель была практически сухой - газеты сухие, стружка сухая.
Вывод : сувель размером 25х20х14 см после 5 дней варки по 4 часа хорошо окрасилась.Высохла сушкой в газетах и пакете за 10 дней.Трещин нет!
Метод №3.Напилил несколько березовых капов небольших размеров, примерно 10х10 см и толщиной около 3 см.Больших, к сожалению, не нашел, хотя обыскал весь ближайший лес.
Типичный маленький кап без коры.Острые выступы - это спящие почки.
Кору не снимал, положил все в кастрюлю, залил водой, добавил соль (рецепт см.в методе №2) и накрошил березовой коры.Варил 4 часа.С березовой корой вода сразу стала темно-коричневой, почти черной.А с хвойными опилками вода была желто-коричневой.После варки капы окрасились в ровный темно-коричневый цвет.После варки снял кору плоской отверткой.Кора снялась очень легко, целиком.Я даже не стал сушить капы в газетах, а просто положил их на полку в комнате при температуре примерно 21 градус.Через 5-6 дней эти заготовки были совершенно сухими и без трещин.
Кап после варки с березовой корой потемнел до темно-коричневого
Вывод : небольшие березовые заготовки, размером до 10х10 см, хорошо окрашивается при варке с березовой корой и через 5-6 дней естественной сушки пригодны к работе с ними.
   Есть и другие способы сушки сувелей - грунтовка места спила краской, клеем ПВА , другие способы.Но это способы классической сушки, они требуют значительного времени, хорошо известны большинству резчиков по дереву и поэтому здесь не рассматриваются.
   В теплое время года ясно, что сувели вначале сушат, а затем работают с ними.В холодное время этот процесс немного упрощается.Если заготовка спилена, например, зимой и хранится в неотапливаемом помещении, то она не растрескается.С такой сувелью можно работать сразу.А сушат сувель после того, как из нее вчерне вырезали задуманное.Сушат в теплом помещении в газетах и пакете.После сушки приступают к заключительным работам : доводке заготовки и к отделке.
   Таким образом, можно сделать общий вывод по сушке березовых сувелей.Интенсивные способы сушки методом варки или сушки в газетах и пакете дают хорошие результаты.Сувели больших размеров, с волейбольный мяч и больше, после варки обязательно нужно сушить в газетах.Если сушить обычным способом - порвет!Можно сразу работать с вываренной сувелью.Но здесь есть нюанс.После каждого дня работы заготовку нужно обрызгивать водой и помещать в целлофановый пакет, чтобы не растрескалась.После того, как работа с заготовкой завершена - выбран объем, проработан рельеф, ее досушивают в газетах и пакете еще дней 10.После этого можно приступать к отделке - шлифованию, полировке и т.д.Ну, а все тонкости придут в процессе работы.
   Буду рад, если мой материал помог вам.Если появятся вопросы, попробую ответить на них.
          Красивых вам работ из березовых сувелей!
P.S.Этот пост написан более года назад.С тех пор много сувелей и капов спилено мною и пущено в работу.Накопился и определенный опыт.Чтобы ускорить процесс сушки капа или сувели, лучше, конечно, не сушить заготовку в том виде, как она спилена.Ее нужно обработать, придать ей задуманную форму хотя бы в грубом виде.Цель - сделать заготовку максимально тонкой (исходя, конечно, из формы будущего изделия). В крайнем случае насверлить в заготовке перед сушкой побольше отверстий, чтобы увеличить площадь испарения влаги.На сегодняшний день я вырезал из сувелей и капов 42 вазы и ни одна не треснула при сушке!

3 комментария :

  1. Александр, с удовольствием прочитал статью про сушку сувелей. думаю, пригодится. Может когда-нибудь и я найду сувели. Всего доброго. С уважением, Сергей К.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое, поступлю так как вы описали

    ОтветитьУдалить