2015-08-07

Ваза из сувели

Ваза из сувели
         Здравствуйте, друзья!
Я так увлекся работой с березовыми сувелями, что забросил остальные виды резьбы.Сейчас вырезаю вторую вазу из сувели.Первая была небольших размеров, а эта чуть побольше, ее украшу лиственным узором.
Эту сувель сушил так же, как и первую, в газетах и в пакете.В запасе у меня есть две проваренные заготовки и несколько сувелей еще не спилено.Одна из них просто большущая, килограммов на 30, а то и больше.
Громадная березовая сувель
Верх заготовки подровнял электрорубанком.Чтобы меньше было вынимать древесины, насверлил побольше отверстий - вертикальных и под углом.Внутренний объем выбрал игольчатыми борфрезами.Дно и стенки подровнял ложечным резцом, пологой стамеской и широкой клюкарзой (об этом инструменте смотрите здесь). Стамесками работал совсем немного, основную работу сделал бормашиной.
Внутри древесина выбрана борфрезой
При вырезании этой вазы пришлось повозиться с ее балансировкой.Сувель попалась очень не симметричная, с большой выпуклостью с одной стороны.Чтобы уравновесить вазу, нужно было побольше выбрать древесину изнутри со стороны выпуклости, а место это труднодоступное.А иначе ваза стремилась завалиться на бок.Другая проблема.При выборке внутреннего объема есть опасность слишком утончить стенку, или вовсе ее прорезать насквозь.Особенно это проблемно в местах, где стенка сувели имеет форму воронки.Я сделал совсем простенькое приспособление для измерения толщины стенки в конкретном месте.Чертеж приведен ниже.
Чертеж присобления для измерения толщины стенок вазы
Текстура у этой сувели не такая, как у первой (смотрите здесь). Эта сувель гораздо светлее.Текстура древесины внутри вазы напоминает сияние : чередующиеся дугообразные светлые и темные полосы пронизаны лучами.Очень тонкая по красоте текстура.Под лаком она станет еще выразительнее.Разные углы отражения света от поверхности вазы создают оптический обман.Кажется, что на поверхности есть неровности, такие маленькие хребты, что ли.А проведешь пальцем - ровно!Отполированная поверхность вазы такая гладкая, что на ощупь кажется, будто это теплый мрамор. Вот так выглядит отшлифованная и отполированная войлоком ваза.
Отшлифованная и отполированная ваза
Вид вазы с другой стороны
Еще раз хочу подчеркнуть, что смотрибельность изделия из березовой сувели во многом зависит от качества отделки - шлифования и полировки.Поэтому на шлифование времени жалеть не нужно.Намного упрощает процесс шлифования использование бормашины с простой насадкой в виде шлифовального наждачного кружка-грибка.Но окончательную доводку все-таки приходится проводить вручную, так как шлифовальный кружок оставляет кое-где полоски и неровности.Остановлюсь на этом подробнее.Грибком удобно шлифовать внутреннюю, вогнутую поверхность.Здесь грибок практически не оставляет дорожку, а если и оставляет, то ее перекрываем вторым проходом и т.д.В результате получается гладкая и блестящая поверхность.Если же грибком шлифовать выпуклую наружную поверхность, то как не старайся, полоски остаются.Поверхность получается гладкая, но кое-где не ровная из-за этих полосок.Это ухудшает восприятие текстуры древесины.Поэтому лучше делать так : прошлифовать поверхность грибками из наждачной шкурки № 16Н (средняя шкурка), чтобы убрать следы от борфрезы, неровности и т.п.Затем выровнять поверхность вручную шкуркой 16Н и 10Н.После этого выпуклую поверхность можно шлифовать грибками 5Н и 40М - следов не будет, так как это мелкие шкурки.Вазу можно не смачивать, чтобы поднять ворс.Поверхность получается такой гладкой, что ворса нет и в помине.Такой "комбинированный" метод значительно сокращает время, затраченное на шлифование.
   Я просмотрел много изделий из березовой сувели в интернете.Главным образом меня интересовало, чем мастера отделывают готовое изделие.И мне показалось, что при покрытии льняным маслом контрастность текстуры сглаживается, выравнивается.Очень может быть, ведь масло должно же хоть немного, да окрашивать древесину?!
   Поэтому я решил действовать старым проверенным способом - покрыть вазу бесцветным нитролаком марки НЦ-218.Лак стойкий, хорошо проявляет текстуру сувели.
Ваза украшена двумя листиками
Резная ваза из сувели березы
Текстура очень светлая, мраморная с сиянием
Вторая ваза из березовой сувели готова.За своеобразную текстуру назову ее "Сияние". По размерам эта ваза побольше первой и в ней можно хранить фрукты.А меня ждет третья заготовка, которую я варил в общей сложности целых 20 часов!
         Всего доброго и до свидания!

1 комментарий :

  1. Браво, Александр!
    Замечательная ваза получилась!
    Очень похожа на большую морскую раковину.

    ОтветитьУдалить