2015-08-14

Технология резьбы по сувели

Резная ваза из сувели
Мое увлечение сувелями приобретает маниакальные формы.Ложусь спать, думаю о сувелях.Просыпаюсь - первая мысль о сувелях.Я обыскал весь ближайший лес в радиусе двух километров в поисках сувелей и капов.
Даже составил карту, где отмечаю лесные находки.У Маяковского в поэме "Облако в штанах" есть строка : "...Ваш сын прекрасно болен". Очевидно, я прекрасно заболел сувелями.Но перейдем от лирики к делу.Сегодня я поподробнее расскажу, как работаю с сувелями.Возможно, эта информация кому-то будет полезна.
   Во-первых, как искать сувели.Я заметил, что растут сувели, как грибы : нашел одну, значит где-то поблизости будет и вторая и третья.Растут, в основном, на отдельно стоящих березах и чаще всего не выше человеческого роста.На 3-4 стволовых сувели приходится одна комлевая (прикорневая). И чаще всего сувели попадаются на березах по опушкам леса или рядом с опушкой.
Прекрасная стволовая сувель правильной формы
Во-вторых, как пилить сувели.1.07.2015г.вышел в свет новый Лесной Кодекс.Там прописано, что даже ветку сухую с валежника из леса выносить нельзя.Я пытался выяснить юридическую подоплеку дела - можно ли спилить сувель.Ответа нигде не нашел.С одной стороны, спиливая сувель, мы не причиняем вреда дереву (закрашиваем место спила масляной краской или замазываем варом), а с другой стороны..?Лучше всего, конечно, подружиться с местным лесником, а еще лучше с лесничим.
   Ну, так или иначе, заветную сувель спилили.Теперь заготовку нужно подготовить к работе.Главное - это правильно ее высушить, чтобы не появились трещины.Можно, по желанию, изменить цвет сувели.Как сушить сувели и окрашивать их, очень подробно написано здесь и я не стану повторяться.
   Как работать с сувелью?Не нужно зацикливаться на природной форме сувели, как это делают поначалу многие и я в том числе.Спору нет, очень часто изначальная форма наплыва сама по себе очень оригинальна и ее изменять и не нужно.А можно создать совершенно другую форму.Поэтому я долго верчу заготовку в руках, рассматриваю ее со всех сторон.Когда что-то созревает в голове, делаю набросок, эскиз в карандаше.Здесь нужно учитывать вот что.У сувели очень текстурная древесина (за что она и ценится!). Мелкий орнамент или узор на такой древесине вырезать нет смысла, он просто потеряется, будет незаметным.Довольно будет несколько листиков, какие-то еще элементы, но все это должно быть достаточно крупным, чтобы текстура не забивала рисунок.
Проваренная заготовка-сувель
Итак, замысел созрел и пора браться за...стамеску?Можно и за стамеску.Но все свои работы из сувелей я делал при помощи бормашины, к стамескам практически не прикасался.Поэтому и рассказывать буду именно о работе с сувелью при помощи бормашины.
   Первым делом я делаю донышко, чтобы ваза устойчиво стояла.Несколько буквально движений электрорубанком и гладкий ровный срез готов, заготовка устойчиво стоит на столе.Далее, чтобы облегчить себе работу, по максимуму вынимаю внутренний объем бензопилой или насверливаю много отверстий сверлами разного диаметра.Причем сверлю и вертикально, и под углом.Если размеры заготовки позволяют, выбираю "нутро" болгаркой с обдирочным диском.После таких подготовительных действий приступаю непосредственно к работе.Зеленой цилиндрической борфрезой (это средняя борфреза) снимаю внешний слой древесины, придаю вазе нужный вид.Снимать нужно не менее 3-4 мм, иначе наружная текстура не проявится.Напомню, что замысел изделия у нас есть и мы действуем именно по этому замыслу.
Заготовка обработана снаружи
Сейчас у меня в работе комлевая сувель и она очень отличается от стволовых.Цвет у нее более темный, розовато-охристый, а текстура снаружи пятнистая.Древесина рыхловатая.А может быть это потому, что я ее переварил?Варил эту сувель 5 дней по 4 часа, всего 20 часов!На древесине поначалу даже выступила местами плесень.Но это скорее всего потому, что сушил сувель при относительно низкой температуре, не более 20 градусов, дни стояли не жаркие.При такой температуре в газетах и в пакете заготовка сохла медленно.Шесть дней сушил ее в газетах и еще дней пять просто на полке в комнате.И все равно к 10-11 дню заготовка была практически сухой и без трещин!Так что варка сувели дает положительный результат.Если же после варки сувель таких размеров (с футбольный мяч) сушить без газет - порвет однозначно.
Выборка внутренней части при помощи бормашины
После обработки наружной части заготовки перехожу к выборке внутренней части.Делаю это красными (крупными) сферическими борфрезами.Игольчатая борфреза при работе создает мельчайшую древесную пыль, поэтому работать нужно в респираторе.Не нужно забывать и о мерах безопасности : при неловком движении борфрезой можно сильно содрать кожу.
Внутри ваза обработана
После того, как внутренний объем выбран, намечаю карандашом элементы рисунка.
Намечен рисунок листьев с перевязкой
Листочки нужно вырезать очень аккуратно и пооригинальнее, чтобы смотрелись и украшали вазу, а не просто присутствовали.По центру листика я делаю тоненькую жилочку, листик делаю тонким и подчеркиваю его.Очень красиво получается, если лист кое-где приподнят над фоном, но это не всегда удается.Внутри вазы можно прочертить два-три тонких ребра.Больше не надо.Красивую и выразительную текстуру ни в коем случае нельзя перегружать элементами рисунка.Все должно быть лаконичным и простым.Ценность сувели заключается именно в красоте древесины.Задача художника - максимально эту красоту проявить.Я заметил, что наиболее выразительный рисунок древесины находится примерно в середине глубины заготовки.Снаружи он не такой четкий.Поэтому можно попробовать резать сувель с выпуклой стороны.Как-нибудь я опробую этот вариант.А сейчас вернемся к нашим овечкам.
Самодельные наждачные грибки отлично шлифуют древесину
Листья вырезаны, все детали проработаны.В результате ваза "похудела"на 1400 грамм.Что осталось сделать?Очень важный этап - шлифование и полировка вазы.Внутри и снаружи шлифую вазу самодельными наждачными грибками.Вначале средней зернистости № 16Н, затем 8Н и в заключение 5Н.Шлифую на скорости 2/3 от максимальной.Шлифование снаружи начинаю со шкурки № 8Н и завершаю 5Н.И в заключение - полировка вазы.Делаю это самодельным войлочным кругом на скорости 2/3 от максимальной, больше не нужно, могут быть подпалины.Отполированная древесина очень приятна на ощупь.Она идеально гладкая и, вместе с тем, бархатистая, теплая.Очень приятно держать такое дерево в руках.Я уже говорил выше, что текстура комлевой сувели не такая, как у стволовых.Здесь нет элементов, напоминающих мрамор или языки пламени.Здесь четко видны годичные линии, сплетенные в хитроумный волнистый рисунок.Это напоминает агат, поэтому и назову эту вазу "Агатовая". Снаружи текстура совершенно другая, как-будто это другая сувель.Здесь разбросаны розовые разводы "под мрамор", фон более спокойного тона, зато больше отливает перламутром, чем внутри.
Ваза внутри отшлифована.Проявилась текстура
После полировки войлочной насадкой
Заключительный этап отделки - лакировка.В данном случае оказалось достаточно 6 слоев лака НЦ-218.Если кое-где получилась "шагрень", можно отполировать вазу.Даем лаковому покрытию хорошо высохнуть - это не менее 3-4 дней.Затем капаем одну-две капельки льняного масла на поверхность вазы.Наждачной шкуркой 4Н или еще мельче, тщательно шлифуем вазу.Следим, чтобы шлифование не шло "по сухому". После шлифования аккуратно протираем вазу.Покрываем поверхность 2-3 слоями нитрополитуры с промежуточной сушкой.Последний слой полирую суконкой.Поверхность идеально гладкая и блестящая.Все, 6 дней работы и резная ваза из березовой сувели готова.
Первый слой лака
Второй слой лака...
Третий слой лака.Ваза готова.
Резная ваза из комлевой березовой сувели готова и подарена соседям по даче.
          Всего доброго и до свидания!

1 комментарий :

  1. Спасибо, очень полезная статья, потом еще раз вернусь к ней. С уважением С.П.

    ОтветитьУдалить