![]() |
Ваза из березовой сувели |
"Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?"
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?"
Наверное никто так красиво не писал о русской березе, как С.Есенин.
Росла, росла себе березка в окружении подруг, да вдруг взяло одно годовое кольцо и свильнуло в сторону.За ним другое, третье...
Так и образовался наплыв из свильнувших колец на стволе березки.Отсюда и название - сувель, свиль.(Подробнее об этом здесь). Неизвестно, кто и когда первым срезал сувель со ствола березы.Скорее всего, этого человека привлекла сама форма наплыва : выдолбить середину и посуда готова!А затем попутно выяснилось, что у сувели очень красивая текстура, за что она так и ценится резчиками по дереву.
Захотел и я поработать с березовой сувелью.Кстати, одну из моих первых резных ваз из сувели можно посмотреть по этой ссылке.Весной отправился на поиски в лес.Капы видел, но они были очень маленькими, едва обозначенными.А вот с сувелями повезло.На небольшом участке леса нашел 5 наплывов.Причем все они были на деревьях, растущих рядом с автомобильной дорогой.
![]() |
Стволовой наплыв - сувель |
![]() |
Прикорневой наплыв - сувель |
![]() |
Березовая сувель без коры |
Теперь поподробнее остановлюсь на том, как сушил сувели.В интернете много информации по этому вопросу.Но зачастую она неполная, противоречивая, не поймешь, что и как.Поэтому решил все изучить на собственном опыте, так будет вернее.
Размер одной сувели чуть меньше футбольного мяча, а вторая с волейбольный мяч.Заготовки обернул тремя газетами и поместил в целлофановый пакет.Пакет завязал, но оставил отдушину.Поскольку на улице было еще не жарко, пакет хранил в комнате при температуре примерно +22 градуса.Два раза в сутки газеты менял.Они были влажными, а внутри пакета небольшой конденсат.Так сушил сувели 10 дней.Когда потеплело, стал выносить пакеты на улицу на солнцепек.Так сушил еще 15 дней.Теперь газеты менял 1 раз в сутки.На 25-й день у одной сувели, что побольше, появилась тонкая кольцевая трещина.
Чтобы увеличить площадь испарения, насверлил в сувелях отверстия дрелью.Стружки были практически сухими.Для страховки я посушил заготовки еще 5 дней, без газет и пакета, в помещении при температуре около +22 градуса.На 30-й день еще насверлил отверстий.Стружка была совсем сухая.
![]() |
Сухая сувель |
Работа с березовой сувелью.
До этого я работал только с ольховой сувелью.О березовых много читал и видел много красивых изделий из них.Очень хотелось попробовать самому.
После высыхания наружная поверхность сувели покрылась коричневой корочкой.Скорее всего это остатки коры.Этот тонкий слой срезал где ножом, а где борфрезой.Уже когда срезал эту корочку, обратил внимание, как блестит очищенная древесина.Чистый слой отливал то золотом, то серебром.Вот тогда я понял, почему так ценят резчики березовую сувель.А при естественном освещении сияние проявлялось только под углом примерно 40-50 градусов.Значит, чтобы добиться лучшего отражения света, поверхность изделия не должна содержать множество ямок, бугорков и неровностей, а должна быть плавной и максимально гладкой.Первую вазу из сувели я решил вырезать без каких-то дополнительных украшений - листьев, цветов и проч.Решил просто попробовать сувель, максимально сохранив наружную форму.
После сушки сувель стала твердой, как кость.Поковыряв ее стамеской, я понял, что вручную ее обрабатывать тяжело, нужна киянка.А все стамески у меня заточены под ручную, а не ударную работу, да еще и с деревянными ручками без колец.Тогда я решил попробовать в деле бормашину "Профиль Б-02" с игольчатыми обдирными фрезами фирмы Saburr (США). За первый день работы выбрал чуть больше половины внутреннего объема сувели.Даже при работе грубыми борфрезами, которые оставляют полоски на древесине, кое-где была видна очень тонкая и блестящая текстура.За второй день внутренний объем был выбран полностью и я приступил к шлифованию вазочки.Начал с наждачной шкурки со средним зерном - 16Н.После тщательного шлифования этой шкуркой текстура проступила : перламутровые разводы, извилины и кое-где точки.Очень красивая, нежная текстура.В нескольких местах обнаружились внутренние пороки - каверны и гниль.Все это устранил шпаклевкой из клея ПВА и березовых опилок.Опилки пришлось просеять через ситечко, чтобы были помельче.На березе такая шпаклевка не темнеет, сохраняет свой цвет.Трудности в шлифовании проявились такие.Поверхность после обработки сферической фрезой осталась не совсем гладкая : кое-где впадинки, кое-где бугорки.Так вот в этих впадинках древесину шлифовать очень долго, пока поверхность не выровняется.Иначе тон древесины во впадинках отличается от фона и теряются годовые линии.Вывод : после обработки сувели "ежиками" нужно поверхность подровнять стамесками или клюкарзами. После шлифования еще более мелкой шкуркой № 8Н текстура стала чуточку выразительнее, местами похожая на мрамор, а местами на перламутровую раковину.Следующую сувель попробую варить, тогда текстура должна быть более яркой и контрастной.После 8Н прошелся по вазочке шкуркой 5Н и отполировал поверхность войлочным кругом.Поверхность стала очень гладкой, но не очень контрастной.Перехожу к обработке наружной поверхности.Выступы немного сгладил цилиндрической борфрезой.Чтобы немного механизировать процесс шлифования, изготовил шлифовальный грибок для бормашины.
![]() |
Самодельный шлифовальный грибок |
Отделку - то есть лакирование провел глянцевым нитролаком НЦ-218.Многие рекомендуют отделывать сувель маслом, льняным или тунговым.Но это хорошо, когда стенки вазы тонкие.
А вот как выглядит готовая вазочка для конфет или печенья.
![]() |
Ваза из сувели отшлифована |
![]() |
Ваза после шлифовки |
![]() |
Конфетница из березовой сувели отшлифована и отполирована |
![]() |
Лак подчеркнул текстуру |
![]() |
Конфетница из березовой сувели готова |
Всего доброго и до свидания!
Комментариев нет :
Отправка комментария