2015-06-13

Корнепластика

Корнепластика
Хорошо весной, когда уже сойдет снег, земля подсохнет, а деревья стоят в зелени, побродить по лесу.Вдали от суетливой городской жизни лес, наполненный весенним теплом, пением птиц и запахом цветов, воспринимается как некое заповедное место, совсем как другая планета.
Скромно цветут ландыши, целыми коврами раскинулась ветреница дубравная, кое-где попадаются первые весенние грибы - строчки.А вот прошлогоднее гнездо, его еще не заняли, а вот растопырил лапы мохнатый страж леса - поросший мхом гигантский паук!


Ландыши
Строчок
Ветреница дубравная
Прошлогоднее гнездо
Страж леса
Есть люди, которые не просто гуляют по лесу.Это резчики по дереву ищут причудливые лесные находки, созданные самой природой.Наросты сувели на деревьях, затейливо изогнутые в сложном танце ветви, похожие на фантастических зверей корни и коряги, пни.Все это - добыча резчика по дереву, который занимается корнепластикой.Занятие это очень увлекательное, творческое, вот только находки попадаются редко.
   Не будем вдаваться в премудрости ученой классификации, скажем просто, что корнепластика включает в себя два направления.Это лесная скульптура и лесная находка.Лесная находка : художник ищет материал, форму которого не нужно существенно изменять своим вмешательством.Фигура или фигуры составляют композицию, которую создала природа.Дело художника разве что придать лесной находке больше выразительности и узнаваемости : убрать кору, отростки, ненужные ветки, обработать заготовку, совершить отделку.Вот пример такой находки - березовый корень.
Лесная находка - березовый корень
Корень похож на изогнутую змею.Нужно только немного обозначить голову и композиция почти готова.
А вот другой пример лесной находки - интересный фрагмент ветки.Породу дерева определить не смог, так как ветка была сильно попорчена временем.Но уж очень мне понравилась ее форма и я принес лесную находку в мастерскую.Выглядит моя находка вот так.
Лесная находка
Долго вертел сучок в руках, вариантов просматривалось несколько.Нужно было выбрать что-то одно, наиболее выразительное.В конце концов остановился на варианте, что показан на фотографии ниже.Если немного напрячь воображение, то можно увидеть в верхней части сучка утолщение, напоминающее толстый нос.Справа от носа отверстие, проделанное каким-то древесным вредителем - это глаз.Ну, а то, что внизу, здесь могут быть варианты.Может быть слева - это отставленная в танце нога?А может быть что-то другое?. Если это нога, тогда это танцор, которому ничего в танце не мешает, он же хороший танцор?Это плохому танцору вечно что-мешает.А возможно, это даже танцор балета, эдакий балерун, танцующий фуэте.Похож?Мне кажется, да.Даже такие шуточные стихи сложились про этого балеруна :

Прыжок, шпагат, ногами бьет,
То стан совьет, то разовьет,
Вращаясь на одной ноге
На "бис" он крутит фуэте.

-Ура!Ура!Кричат мамзели.
Цветы на сцену полетели.
Глаза восторженно блестят
И за кулисы все спешат.

-О наш герой!Вы так красивы,
Вы так пластичны и умны...
-Увы, сударыни, увы:
Нога болит, спина немеет,
Лицо внезапно покраснеет...
Туман кружится в голове,
Для вас могу лишь...фуэте!

Но это лирика, а как эту ветку "довести до ума"?Видоизменять здесь практически ничего не нужно, природа все расставила по своим местам.Немного решил кое-где подправить заготовку остро наточенным ножом.Но древесина в этих местах оказалась трухлявая, начала крошиться.Тогда решил немного прошлифовать балеруна, чтобы снять хотя бы плесень и опрелость.Шлифовал шкурками №№ 16Н,8Н и 5Н .Нажим делал очень легким, чтобы ничего не повредить еще сильнее.Шлифовка более-менее удалась.Далее на заготовку нанес горячее льняное масло.Масло наносил с избытком, чтобы хорошо впиталось.Через 20 минут убрал излишки масла.Через сутки масло высохло.Хорошо протер заготовку суконкой.Древесина стала прочнее после пропитки маслом и потемнела, в некоторых местах стала почти черной.После шпаклевания еще немного прошлифовал заготовку микронной шкуркой М40, немного обозначил глаза и соорудил подставочку для балеруна - сцену.Нанес кисточкой один слой алкидно-уретанового лака.До этого с таким лаком я не работал.Результатом остался доволен.Всего лишь один слой лака, а покрытие красивое, блестящее и прочное.Шлифовать не пришлось, лак лег очень гладко.Кстати, подчеркиваю - адгезия лака к покрытию, загрунтованному маслом, хорошая!Говорю об этом потому, что есть мнение, будто лак плохо ложится на масло.Лак этот полуматовый.Должен сказать, что этот полуматовый лак сильнее блестит, чем глянцевый нитроцеллюлозный.И запах у него не такой едкий, как у нитролака.Единственный недостаток - долго сохнет.На отлип около 4 часов при температуре 22 градусов, а окончательно - сутки.Так что этот лак мне очень понравился, буду чаще им пользоваться при отделке небольших изделий.Да, еще один нюанс при работе с алкидно-уретановым лаком : помещение должно быть чистым, без малейших признаков пыли.
Все, балерун готов, пусть себе танцует. Назвал эту лесную находку "Фуэте балеруна".
Голова
Гм, нога
Балерун крутит фуэте
Лесная находка - "Балерун"
Второе направление - лесная скульптура.Художник ищет (или находит) материал, который с определенными доработками превращается в узнаваемые, пусть даже причудливые и фантастические образы.Вот пример такой доработки.Я нашел в лесу ветку веретенообразной формы.Убрал кору, срезал наплывы смолы и проявилась разорванная вдоль с наплывами древесины заготовка.Вырезал отдельно листик и прикрепил его к ветке.Получилось нечто вроде фантастического цветка - "Калла двудольная" (подробнее об этом здесь). Собственно, это и есть лесная скульптура.
Фрагмент лесной скульптуры
Лесная скульптура
Где нужно искать подходящий материал?Лучше всего по опушкам леса, на раскорчевках, на продуваемых местах, на пересеченной местности (овраги, склоны, обрывы). В таких местах вероятность лесной находки, пригодной для корнепластики выше, чем в гуще леса.Благодатное место в этом плане (и не только!) - Крым.В Крымских лесах много держидерева, можжевельника, других пород, которые в результате условий произрастания часто имеют сложную форму ствола, веток, корней.Все это желанная находка для любителя корнепластики.
   Идти нужно медленно, все внимательно осматриваем.В первую очередь смотрим на упавшие деревья, изогнутые стволы, ветки и т.д.Включаем при этом воображение и фантазию.Вот сложно изогнутые ветки, что из этого можно придумать?
Лесная находка - кривые ветки
Ничего не придумывается, пошли дальше.В такие походы я беру с собой пилу-ножовку, топор и компас.Если не могу сразу унести заготовку, отмечаю ее местоположение на самодельной карте (можно скачать с интернета).
   Сегодня я нашел несколько изогнутых ветвей.На что, на кого это может быть похоже?Как можно скомпоновать эти ветки, получится ли композиция?Нужно будет поэкспериментировать.А может, ничего не придумаю, так придется и выбросить.И такое бывает.
Лесные находки - искривленные ветки
Как работать с лесной находкой?Очищаем ее от земли, грязи, коры, моем, если нужно.Просушиваем в тени на продуваемом месте.Как и что мастер будет создавать из лесной находки, зависит в каждом конкретном случае от возможностей, скрытых в форме находки.А также от степени воображения и фантазии специалиста по корнепластике.А вот общие правила отделки есть.Часто лесная находка "больна", ее тронула гниль, опрелость, пошли трещины.Нужно лечить нашу больную.Чаще всего заготовку обрабатывают антисептиком по древесине, горячей олифой или кипящим растительным маслом.Цель всех этих действий одна -остановить процесс разрушения, как-бы "законсервировать" древесину.Второе, что нужно сделать - защитить лесную находку от воздействия окружающих факторов.Чаще всего такое дерево покрывают лаком.Если корнепластика будет находиться на открытом воздухе, то для этих целей хорошо подходит яхтный лак.Если в помещении, то достаточно покрытия из нитролака.
   А из того замысловато изогнутого березового корня я вырезал змею.
Лесная корнепластика
Корнепластика - змея
Лесная скульптура "Змея и цветок"
Корень очень сухой, чуть-чуть тронут прелостью.Режется очень легко.Кору лучше всего счищать циклей или ножом.Кое-где корень нужно было подшпаклевать.Для этого использовал смесь древесной муки и клея ПВА.При высыхании такая шпаклевка стала темно-коричневой.Пришлось подкрасить зашпаклеванные места обычными акварельными красками.Затем один раз корень покрыл бесцветным антисептическим составом.Использовал антисептик, применяемый для обработки вагонки в моечных комнатах в банях.И последнее -вскрыл змею нитролаком НЦ-218 при помощи краскопульта.В моей коллекции флоры и фауны Забытой планеты пополнение - "Цветочная змея" (подробнее об этом см.здесь). Почему Цветочная?Она живет в тесной дружбе с такими вот цветками.На Забытой планете все не так и цветы там другие.Цветок своим запахом приманивает мелких грызунов и они становятся добычей Змеи.А раз в году ровно в полночь цветок поет : издает тихий серебристый звон - дзинь!
   Красивых вам лесных находок!
         Всего доброго и до свидания.

1 комментарий :