2015-05-25

Тепловые тона древесины

   Какие цвета ассоциирует в вашем сознании такая цепочка слов : знойная женщина, горячий спор, жаркий секс, теплый прием, ярость, гнев, огонь?Правильно : красный, оранжевый, багряный - это теплые цвета.
А такая цепочка : мраморная женщина, холодный расчет, голубая мечта, тонкий лед, холодный бриз?Тоже верно - это синий, голубой, фиолетовый цвета.Холодные цвета.
   Сегодня речь пойдет о тепловых тонах, оттенках, цветах древесины и о том, как это в резьбе по дереву можно использовать.
   Вся цветовая палитра красок, которая окружает нас, делится на две группы цветов : теплые цвета и холодные цвета.К теплым цветам относятся : красный, оранжевый, желтый и промежуточные оттенки.К холодным цветам относятся : синий, голубой, зеленый и переходные сине-зеленый и сине-фиолетовый цвета.Деление цветов по тепловым признакам известно издавна и широко используется художниками, декораторами, стилистами, специалистами по эргономике.Вот простой пример применения тепловых тонов в оформлении интерьера помещения.Допустим, вам нужно наклеить обои в комнате окнами на юг.Какие тона обоев предпочесть?Дизайнер скажет, что желательно холодные тона и оттенки и будет прав.Чисто психологически это выравнивает температуру помещения в сознании человека и ему кажется, что в комнате не так жарко.
   Применение художниками определенных тепловых тонов позволяет добиться нужной выразительности в картине, а часто и решающего успеха.Перед вами картина художника из Сараево Синиша Саратлик "Guardian".
Синиш Саратлик.Guardian
Не берусь судить о художественных достоинствах полотна.А то, что здесь художник классически решил вопрос применения холодных и теплых тонов - очевидно.Всмотритесь, какого цвета глаза героини?Холодно-голубого, я бы сказал цвета тонкого льда.Такие же глаза и у пантеры.И хотя лицо девушки написано в теплых тонах, общее впечатление от картины -холодная отчужденность, отдаленность, вот сейчас они встанут и уйдут.
   А сейчас я открою вам страшную, ошеломляющую тайну.Дело в том, что окружающий нас мир, окружающая материя, как говорят философы, бесцветна!!Она не имеет никакого цвета : она ни черная, ни белая, ни серая, она никакая!Что такое свет?Это электромагнитные волны, а электромагнитное поле никакого цвета не имеет.Электромагнитные волны, попадая в сетчатку нашего глаза, преобразуются корой головного мозга в цветовое восприятие окружающего нас мира.Вне нашего сознания окружающий мир, как это не печально, бесцветен.Кто знает об этом, предпочитает об этом не думать.Нам же остается только радоваться, что природа наградила нас именно таким зрительным аппаратом и наслаждаться цветным миром.
   Резчики по дереву, особенно те, кто занимается оформлением интерьера помещений, учитывают в своей работе природу тепловых тонов древесины.Приведем несколько примеров пород древесины, которые чаще всего применяются в работе мастерами по дереву (подробнее о характеристиках древесины смотрите здесь).
  • Липа - бело-розовая, желтоватая древесина, иногда со светло-коричневыми тонами.Однозначно теплая.
  • Ольха - кремовая до буровато-коричневой древесина.Теплая.
  • Тополь - белая древесина, иногда сероватая с желтоватым отливом.Скорее холодная, чем теплая.
  • Береза - цвет от белого до бело-розового с коричневатым оттенком и золотистым отливом.Теплая.
  • Ель - бело-желтая древесина.Скорее холодная.
  • Сосна - цвет древесины от желтоватой до оранжевой,красной.Теплая.
  • Дуб - цвета древесины от желтовато-коричневого до бурого.Скорее теплый цвет, чем холодный.
  • Осина - древесина белая, с зеленоватым или голубоватым отливом.Однозначно холодный тон древесины.
  • Груша - цвет имеет плавный переход от почти белого до красно-бурого.Промежуточные тона розовые и золотистые.Теплый цвет древесины.
  • Яблоня - заболонь бело-розовая, ядро красно-коричневое.Язык не поворачивается назвать такую красоту холодной.
  • Красное дерево - от коричневого до красно-бурого.Теплый цвет.
  • Клен - желтовато-белая древесина, бывает с красным оттенком.Скорее воспринимается как теплая древесина.
Здесь нужно сделать одну оговорку.Одна и та же древесина может восприниматься по-разному : от холодной до теплой и наоборот.Это зависит от того, как отполирована поверхность, как падает и отражается свет, от вида отделочного покрытия и т.д.
   Тепловые тона учитываются резчиками по дереву при создании мебели, рам, багетов, различного декора.Например, для светлых картин рекомендуется использовать светлый багет и наоборот. Рамы из ореха и красного дерева (теплые цвета) хорошо подойдут к картинам темных тонов.А картины холодных тонов хорошо заключить в раму из светлого дерева.К холодному синему цвету подойдет серебряный багет или холодные цвета древесины.Разумеется, это общее правило, в котором могут быть и исключения.
   Важно придерживаться общего правила в оформлении интерьера помещений - гармоничное сочетание тонов дерева.Теплые тона делают помещение уютным и комфортным, повышают жизнестойкость и активность человека.Холодные цвета помогают сосредоточиться, создают ободряющее настроение.Почему в одних помещениях приятно находиться, а в других человек чувствует дискомфорт?Да потому, что при прочих равных условиях не выполнено это правило - гармония тепловых оттенков помещения.
   Вот пример, как один и тот же предмет мебели может выглядеть по-разному.На изображении - стол работы заслуженного Мастера Украины А.Коняева.Стол еще не завершен, цвет стола холодный, выглядит он по-музейному отдаленно. А вот тот же стол, но уже в завершенном виде.Столик выглядит совершенно по-другому.Теперь его цвет теплый, за такой столик приятно сесть сыграть партию в шахматы и обязательно победить!
Шахматный столик работы А.Коняева
И в заключение пример "холодной" и ""теплой" работ по дереву.Здесь приведена декоративная работа "Маргарита" (роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита").
Декоративная работа "Маргарита". Холодный тон древесины.
Резьба сделана по осине, дереву холодному.И лицо Маргариты воспринимается холодным, застывшим.
А вот декоративная работа "Панночка-ведьма" по мотивам повести Н.Гоголя "Вий".
Декоративная работа "Панночка-ведьма". Теплый тон древесины
Работа выполнена из ольхи, дерева теплого.По замыслу "Панночка" должна восприниматься красивой, но страшноватой.Я этого не добился.А вот если бы "Панночку" вырезать из осины, выразительность ведьмы была бы сильнее, а "Маргарита"из ольхи стала бы теплее и ближе по восприятию.Я ошибся и учту это в дальнейшем.
   Возможно то, о чем я написал - о тепловых тонах древесины, покажется кому-то пустяком, мелочью.Возможно.Но ведь из мелочей, мелких деталей составляется целое.А это уже не мелочь, это общая картина восприятия.
          Всего доброго и до свидания!

1 комментарий :

  1. Анонимный30 мая 2015 г., 14:36

    Спасибо огромное. Читаю Ваши статьи с неизменным интересом. Хотя о дереве знаю и немало, но многое либо открываю для себя заново, либо вообще узнаю впервые. Огромная благодарность Вам за труд Ваш.

    ОтветитьУдалить