2015-05-17

Как я пришел в резьбу по дереву

         Здравствуйте, мой уважаемый читатель!
Резьбу по дереву я начал осваивать давно, но как все начиналось, хорошо помню.
Как-то к нам в 3-й класс пришел руководитель местного художественного кружка заслуженный художник УССР Николай Николаевич Писаренко и принес с собой большую папку с репродукциями картин художников.
Он интересно рассказывал о живописи, о художниках, показывал репродукции.
Мне очень понравилась и запомнилась одна картина - "Царевна-лебедь" М.Врубеля.И я записался в художественный кружок при Дворце пионеров.Там я занимался до окончания школы.Рисовал я неплохо, но какой-то особой фантазии и увлечения, божьей искры не было.Параллельно я еще занимался легкой атлетикой и ходил в радиотехнический кружок.Это не было чем-то неординарным.Скорее, это было нормой для школьников моего поколения.После средней школы двое ребят из нашего кружка поступили в Киевскую Художественную Академию.Один из них стал впоследствии заслуженным художником Крыма.Я же выбрал другую профессию - военного инженера по радиотехнике.
   Лет до 25 я и не помышлял о резьбе по дереву.Хотя кое-какой опыт работы с древесиной у меня был.За землянкой, под абрикосами, дедушка соорудил мне верстачок и я, десятилетний пацан, делал ящики под фрукты.К нам, на Азовское море, приезжало в те годы много отдыхающих, "курортников", как мы их называли.География была самая обширная : от Мурманска на севере до Новосибирска на востоке.И все, естественно, хотели увезти домой дары Юга - фрукты.Везти фрукты очень удобно было в деревянных решетчатых ящиках с ручкой.Я и делал такие ящики.Бабушка продавала их на базаре по 1 рублю 80 копеек за штуку (советскими деньгами).1 рубль шел мне, 80 копеек - бабушке.В 10 лет я был богатым человеком, у меня всегда было 10-20 рублей, что вызывало большую зависть моей старшей сестры.
   Но перенесемся из счастливого розового детства в суровые взрослые годы.Однажды я побывал в гостях у одного профессионального художника.Рисовал он не очень много, а больше занимался резьбой по дереву.Немножечко разбираясь в изобразительном искусстве, я был поражен его работами.Я не мог понять, как так тонко и изящно можно вырезать статуэтки, фигурки и так далее.Все работы были выполнены с высочайшей техникой резьбы и с тщательнейшей отделкой.Вот только авторских работ было мало - это был талантливый копиист.Меня так впечатлили работы моего нового знакомого, что я загорелся мыслью - нужно попробовать!Где-то чудом купил коробочку штихелей (тогда это был дефицит). Нашел в дровах подходящий кусок древесины и вырезал этими игрушечными штихелями свою первую работу - усатого дядьку.Вот она перед вами.
Моя самая первая резьба по дереву!
Этой резной декоративной работе больше 25 лет и штихелям тоже.
Мой первый инструмент по дереву
До сих пор помню, как мне был интересен процесс работы : получится у меня или нет?Хотя маска получилась довольно корявой, я был доволен.Начало положено и я понял, что буду этим заниматься.
   Служба в Вооруженных Силах не оставляла много времени на новое увлечение - резьбу по дереву.Но периодически я что-то вырезал, читал литературу, изучал чужие работы. Постепенно приходили определенное понимание процесса и опыт, накапливались знания и навыки.И только выйдя на пенсию, я получил возможность активно заниматься любимым делом.
   Я никогда не тяготел к созданию различных ритуальных масок (раньше это было модно - иметь в квартире маску какого-нибудь африканского идола). Не стремился и к копированию чужих работ.У меня есть три копии.Сделал я их отчасти потому, что они мне понравились, отчасти потому, что я хотел потренироваться, получится ли у меня так же?Я пытаюсь придумывать свои работы сам.Далеко не все получается оригинально и красиво.Некоторые свои замыслы я не могу воплотить из-за того, что не хватает технического мастерства, терпения или подходящих заготовок.Сейчас, когда я обновляю этот материал, будет уже два года, как я активно занимаюсь резьбой по дереву.Без ложной скромности скажу, что я многому научился за это время.Если раньше я работал с оглядкой на теорию (каким инструментом работать, как резать, как отделывать резные изделия и проч.), то сейчас я работаю свободно, уверенно, без привязки к различным пособиям : я знаю, что и как делать в резьбе.Большим открытием для меня была работа с капами и сувелями - это мой любимый материал, предпочитаю работать с ним.Много нового для себя я узнал из методики отделки резьбы.Даже проводил кое-какие эксперименты и нашел новые решения по тонированию и окраске древесины.Глядя на свои старые, самые первые работы по дереву, я про себя снисходительно усмехаюсь и думаю, каким неопытным резчиком я тогда был.Но все это вовсе не означает, что я мню себя корифеем в резьбе по дереву.Почти каждый день я просматриваю работы других мастеров, посещаю форумы, где можно узнать что-то новое.Век живи - век учись!В мастерской я работаю практически каждый день.Вечером или набрасываю эскизы или прикидываю образы будущих работ.
   Сейчас зима, нужно запасти побольше материала для работы, поискать лесные находки.Я поставил перед собой цель - вырезать 100 ваз из дерева и чтобы ни одна не повторялась.А для этого нужен материал, заготовки.
   Иногда, оглядываясь назад, я задаю себе вопрос : а правильный ли я выбрал жизненный путь?Может мне нужно было выбрать профессию творческую, ту же резьбу по дереву?Пытаюсь найти ответ и...не нахожу!Одним я доволен и в одном я твердо уверен.Доволен, что сейчас могу свободно заниматься любимым делом.Уверен, что задуманное выполню.
   У меня, как и у всех, есть свои недостатки в работе.Так, я очень не люблю шлифовать уже готовые резные изделия.Или, если работа сложная и длительная, мне начинает надоедать, хочется переключиться на другую работу.Я понимаю, что халтурить нельзя и переключаюсь на что-нибудь попроще, а время уходит!
   У художников прошлого, как правило, были ученики.Им, ученикам, позволялось иногда нарисовать пуговицы на одежде, ордена, другие аксессуары.Таким образом мастер уходил от неинтересной и рутинной работы.У меня учеников нет, я сам учусь, поэтому и шлифовать придется самому.Я подсчитал : новую работу по дереву я делаю за неделю, а на шлифование уходит 4-5 дней, да еще лакировка.То есть на отделочные работы уходит почти столько же времени, что и на основную работу.Вот такая статистика.
   На этом заканчиваю рассказ о том, как я пришел в резьбу по дереву.Возможно,уважаемый читатель,этот материал поможет вам определиться в дальнейших решениях.Ведь многое в нашей жизни происходит достаточно случайно!Хотя, ряд случайностей - это уже закономерность!
         Всего вам доброго и до свидания.

Комментариев нет :

Отправить комментарий