2015-03-05

Технология рельефной резьбы ("Русалка")

Рельефная резьба

   Когда у великого итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти спросили : "Как вы создаете свои скульптуры"? последовал ответ : "Я беру камень и отсекаю все лишнее".
   Итак, образ, замысел работы создан, осталось малое - взять дерево и инструментом убрать все лишнее.Подбираем подходящую заготовку, точим и правим стамески и приступаем к делу.Последовательность действий резчика по дереву рассмотрим на конкретном примере рельефной резьбы.
   У меня был широкий и толстый отрезок сосновой доски.Перебирая свои старые эскизы, натолкнулся на один - стилизованное изображение девушки, сгруппировавшейся при прыжке в воду.Моя заготовка подходила по размерам для реализации замысла.
Итак, первое, с чего начинает мастер - делает эскиз, рисунок будущей работы (фото №1).
Фото №1.Эскиз будущей рельефной работы.
Если это будет объемная резьба, можно сделать модель из глины или пластилина.Но мало кто из резчиков по дереву это делает.Видимо, здесь работает чисто психологический фактор : мы же привыкли убавлять, срезая лишнюю древесину, а тут нужно прибавлять глину или пластилин.
   Подготавливаем заготовку для работы.Для этого я слегка прострогал ее электрорубанком.Переносим эскиз на заготовку (фото №2).
Фото №2.Перенос эскиза на заготовку.
Делать это можно при помощи копировальной бумаги.Я просто рисую эскиз на заготовке карандашом.Вырезаем заготовку по контуру рисунка электролобзиком с небольшим припуском (фото №3).
Фото №3.Выпиливаем заготовку по контуру.
Пилочку лучше брать с мелким зубом, потом будет легче шлифовать на торцевых поверхностях, т.е. поперек годичных колец.И пилочка должна быть узкой, пилочка со стандартным полотном на закруглениях малого радиуса сломается.Заоваливаем контур снаружи.Прорезаем все детали и делаем выборку фона.Работаем полукруглыми и плоскими стамесками.После грубой, черновой обработки изделия, переходим к чистовой обработке.Порезки нужно делать не спеша, осторожно, чтобы не срезать лишнего, не сделать задира или скола.
  Следующий этап отделки - шлифование.Поскольку дерево очень твердое, начинаю с крупнозернистой шкурки.Затем перехожу на средне - и мелкозернистую шкурки.Смачиваю древесину теплой водой с несколькими каплями клея ПВА.После высыхания поднимается ворс.Сошлифовываю его самой мелкой или отработанной шкуркой.Можно делать это куском грубой ткани, например мешковиной.При необходимости операцию повторяю (фото №4).
Фото №4.Рельефная резьба после шлифовки.
Сосна оказалась с пороком.Часть заготовки была повреждена какими-то точечками.То ли смола вытекла, то ли жук-древоточец поработал.Такие пороки древесины, как и в случае крупнососудистой древесины, устраняют порозаполнителем.Подробнее об этом можно прочесть здесь.Обрабатываю древесину порозаполнителем.Оставляю сохнуть двое суток, шлифую самой мелкой шкуркой.Тщательно удаляю пыль, ворсинки и т.д. (фото №5).
Фото №5.Рельефная резьба после порозаполнения.
Наношу лак при помощи краскопульта.Лак использую НЦ-218, разбавляю лак растворителем № 646.Первому слою лака нужно дать хорошо высохнуть, минут 25-30.Прошлифовываю резьбу наждачкой или грубой тканью, чтобы убрать поднявшийся ворс и "иголочки" лака.Продолжаю лакировать дальше.Каждому слою даю сохнуть по 15-20 минут.Внимание!Лучше два тонких слоя, чем один толстый.При нанесении последнего слоя делаю лак пожиже, примерно в соотношении 50 х 50.Всего получилось 6 слоев лака.Не пропускайте торцы изделия, их лакировать нужно тщательнее, так как. на торцах лак впитывается хуже.После лакировки даю резьбе хорошо высохнуть.Если есть необходимость, изделие полируют.Наносят на поверхность изделия 2-3 капли льняного масла.Берут тампон и окунают его в политуру.Шлифовку проводят вдоль волоком.В данном случае полировка не нужна.Рельефные изделия лучше не полировать до зеркального блеска, они лучше выглядят в матовом отражении.А вот плоские большие резные изделия можно и полировать.
  Все, резьба готова.Это рельефная резьба, левая часть композиции - это даже не рельефная, а плоскорельефная резьба с выбранным фоном(фото № 6).
Фото №6.Декоративное панно "Русалка", выполненное в технике рельефной резьбы.
    Вы спросите, откуда появился хвост, ведь на эскизе его нет!Дело вот в чем.Когда я начал стамесками прорабатывать кончики ног, возникло опасение, что они могут отколоться, ведь сосна очень колется.Решил оставить небольшое уширение, а потом его срезать.Но как-то так получилось, что не убрал и по ходу работы девушка-прыгунья с вышки превратилась в русалку.Ну и что?Русалки тоже участвуют в соревнованиях и даже награждаются аплодисментами :
Прыжок на 10 баллов!
Ура, кричит толпа.
Счастливей не бывала
Русалка из Пруда.

    Если вам понравилась статья, нажмите, пожалуйста на кнопки соцсетей.Вы можете так же подписаться на рассылку новостей моего блога по электронной почте.

Комментариев нет :

Отправить комментарий